Неточные совпадения
Оттого только, что военные люди облечены блеском и
властью и
массы подлецов льстят
власти, придавая ей несвойственные качества гения, их называют гениями.
Вместо людей, одаренных божественною
властью и непосредственно руководимых волею Божества, новая история поставила или героев, одаренных необыкновенными, нечеловеческими способностями, или просто людей самых разнообразных свойств, от монархов до журналистов, руководящих
массами.
Но допустив даже, что справедливы все хитросплетенные рассуждения, которыми наполнены эти истории; допустив, что народы управляются какою-то неопределимою силой, называемою идеей, — существенный вопрос истории всё-таки или остается без ответа, или к прежней
власти монархов и к вводимому общими историками влиянию советчиков и других лиц присоединяется еще новая сила идеи, связь которой с
массами требует объяснения.
Если источник
власти лежит не в физических и не в нравственных свойствах лица, ею обладающего, то очевидно, что источник этой
власти должен находиться вне лица, — в тех отношениях к
массам, в которых находится лицо, обладающее
властью.
Власть есть совокупность воль
масс, перенесенная выраженным или молчаливым согласием на избранных
массами правителей.
Если
власть есть перенесенная на правителя совокупность воль, то Пугачев есть ли представитель воль
масс? Если не есть, то почему Наполеон I есть представитель? Почему Наполеон III, когда его поймали в Булони, был преступник, а потом были преступники те, которых он поймал?
Или 1) признать, что воля
масс всегда безусловно передается тому или тем правителям, которых они избрали, и что поэтому всякое возникновение новой
власти, всякая борьба против раз переданной
власти должна быть рассматриваема только как нарушение настоящей
власти.
Или 2) признать, что воля
масс переносится на правителей под определенными и известными условиями, и показать, что все стеснения, столкновения и даже уничтожения
власти происходят от несоблюдения правителями тех условий, под которыми им передана
власть.
Или 3) признать, что воля
масс переносится на правителей условно, но под условиями неизвестными, неопределенными, и что возникновение многих
властей, борьба их и падение происходят только от бòльшего или мèньшего исполнения правителями тех неизвестных условий, на которых переносятся воли
масс с одних лиц на другие.
Одни историки, не понимая, в простоте душевной, вопроса о значении
власти, те самые частные и биографические историки, о которых было говорено выше, признают как будто, что совокупность воль
масс переносится на исторические лица безусловно, и потому, описывая какую-нибудь одну
власть, эти историки предполагают, что эта самая
власть есть одна абсолютная и настоящая, а что всякая другая сила, противодействующая этой настоящей
власти, есть не
власть, а нарушение
власти, — насилие.
Признавая ложность этого взгляда на историю, другой род историков говорит, что
власть основана на условной передаче правителям совокупности воль
масс, и что исторические лица имеют
власть только под условиями исполнения той программы, которую молчаливым согласием предписала им воля народа. Но в чем состоят эти условия, историки эти не говорят нам, или если и говорят, то постоянно противоречат один другому.
Третьи историки признают, что воля
масс переносится на исторические лица условно, но что условия эти нам неизвестны. Они говорят, что исторические лица имеют
власть только потому, что они исполняют перенесенную на них волю
масс.
Какая причина исторических событий? —
Власть. Чтò есть
власть? —
Власть есть совокупность воль, перенесенных на одно лицо. При каких условиях переносятся воли
масс на одно лицо? — При условиях выражения лицом воли всех людей. Т. е.
власть есть
власть. Т. е.
власть есть слово, значение которого нам непонятно.
Неточные совпадения
«
Власть человека,
власть единицы — это дано навсегда. В конце концов, миром все-таки двигают единицы.
Массы пошли истреблять одна другую в интересах именно единиц. Таков мир. “Так было — так будет”».
— Ничего нет ужасного, — сказал Новодворов, прислушивавшийся к разговору. —
Массы всегда обожают только
власть, — сказал он своим трещащим голосом. — Правительство властвует — они обожают его и ненавидят нас; завтра мы будем во
власти — они будут обожать нас…
Декабристы составляли незначительное меньшинство, не имевшее опоры ни в более широких кругах верхнего слоя дворянства и чиновничества, ни в широких
массах, веровавших в религиозное освящение самодержавной
власти царя.
Сомнение в оправданности частной собственности, особенно земельной, сомнение в праве судить и наказывать, обличение зла и неправды всякого государства и
власти, покаяние в своем привилегированном положении, сознание вины перед трудовым народом, отвращение к войне и насилию, мечта о братстве людей — все эти состояния были очень свойственны средней
массе русской интеллигенции, они проникли и в высший слой русского общества, захватили даже часть русского чиновничества.
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе,
власть которого опиралась не только на военную силу, но также и на религиозные верования народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от народа, с крепостническим дворянством, в средней
массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим культурным слоем, который легко мог быть разорван и раздавлен.