И потому Христос, употребляя слово закон — «тора», употребляет его, то утверждая его, как Исаия и другие пророки, в
смысле закона бога, который вечен, то отрицая его в смысле писанного закона пяти книг. Но для различия, когда он, отрицая его, употребляет это слово в смысле писанного закона, он прибавляет всегда слово: «и пророки», или слово: «ваш», присоединяя его к слову закон.
Неточные совпадения
Теперь же, признав простой и прямой
смысл учения Христа, я понял, что два
закона эти противоположны и что не может быть и речи о соглашении их или восполнении одного другим, что необходимо принять один из двух и что толкование стихов 17—20 пятой главы Матфея, и прежде поражавших меня своей неясностью, должно быть неверно.
Толкование, что Христос не отрицает
закон, основано на том, что слову
закон в этом месте, благодаря сравнению с иотою писанного
закона, без всякого основания и противно
смыслу слов, приписано значение писанного
закона, — вместо
закона вечного.
Замечательна история текста стихов 17 и 18 по вариантам. В большинстве списков стоит только слово «
закон» без прибавления «пророки». При таком чтении уже не может быть перетолкования о том, что это значит
закон писанный. В других же списках, в Тишендорфовском и в каноническом, стоит прибавка — «пророки», но не с союзом «и», а с союзом «или»,
закон или пророки, что точно так же исключает
смысл вечного
закона.
В некоторых же списках, не принятых церковью, стоит прибавка: «пророки» с союзом «и», а не «или»; и в тех же списках при повторении слова
закон прибавляется опять: «и пророки». Так что
смысл всему изречению при этой переделке придается такой, что Христос говорит только о писанном
законе.
Эти варианты дают историю толкований этого места.
Смысл один ясный тот, что Христос, так же как и по Луке, говорит о
законе вечном: но в числе списателей Евангелий находятся такие, которым желательно признать обязательность писанного
закона Моисеева, и эти списатели присоединяют к слову
закон прибавку — «и пророки» — и изменяют
смысл.
По-гречески в посланиях Павла различие это даже определяется иногда употреблением члена. Без члена Павел употребляет это слово большею частью в
смысле писанного
закона, с членом — в
смысле вечного
закона бога.
У древних евреев, у пророков, у Исаии — слово
закон, тора, всегда употребляется в
смысле вечного, единого, невыраженного откровения — научения бога.
И то же слово —
закон, тора, у Ездры в первый раз и в позднейшее время, во время Талмуда, стало употребляться в
смысле написанных пяти книг Моисея, над которыми и пишется общее заглавие — тора, так же как у нас употребляется слово Библия; но с тем различием, что у нас есть слово, чтобы различать между понятиями — Библии и
закона бога, а у евреев одно и то же слово означает оба понятия.
И что более всего поразительно — это то, что учение Христа связывается со всей той «тора» в
смысле писанного
закона, который он не мог не отрицать.
Где можно, вставить слово — «напрасно» и на нет свести правило против гнева; где можно, как самые бессовестные кривосуды, так перетолковать
смысл статьи
закона, чтобы выходило обратное: вместо — никогда не разводиться с женою, вышло бы то, что можно разводиться.
Но, найдя простой, приложимый, определенный
смысл каждого места, начинающегося с ссылки на древний
закон, я предчувствовал такой же и в этом.
И для того, чтобы понять этот
смысл, я прежде всего постарался понять значение слов неверной ссылки на
закон: «вам сказано: ненавидь врагов».
По
закону Христа учение о жизни, вытекающее из той же метафизической основы, выражено в пяти заповедях, разумных, благих и носящих в самих себе свой
смысл и свое оправдание и обнимающих всю жизнь людей.
— Матушка! кабак! кабак! Кто говорит кабак? Это храм мудрости и добродетели. Я честный человек, матушка: да или нет? Ты только изреки — честный я или нет? Обманул я, уязвил, налгал, наклеветал, насплетничал на ближнего? изрыгал хулу, злобу? Николи! — гордо произнес он, стараясь выпрямиться. — Нарушил ли присягу в верности царю и отечеству? производил поборы, извращал
смысл закона, посягал на интерес казны? Николи! Мухи не обидел, матушка: безвреден, яко червь пресмыкающийся…
Фанарин встал и, выпятив свою белую широкую грудь, по пунктам, с удивительной внушительностью и точностью выражения, доказал отступление суда в шести пунктах от точного
смысла закона и, кроме того, позволил себе, хотя вкратце, коснуться и самого дела по существу и вопиющей несправедливости его решения.
Неточные совпадения
Есть
законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например,
законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть
законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и есть, наконец,
законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны в
смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.
— Конституция, доложу я вам, почтеннейшая моя Марфа Терентьевна, — говорил он купчихе Распоповой, — вовсе не такое уж пугало, как люди несмысленные о сем полагают.
Смысл каждой конституции таков: всякий в дому своем благополучно да почивает! Что же тут, спрашиваю я вас, сударыня моя, страшного или презорного? [Презорный — презирающий правила или
законы.]
Теперь Алексей Александрович намерен был требовать: во-первых, чтобы составлена была новая комиссия, которой поручено бы было исследовать на месте состояние инородцев; во-вторых, если окажется, что положение инородцев действительно таково, каким оно является из имеющихся в руках комитета официальных данных, то чтобы была назначена еще другая новая ученая комиссия для исследования причин этого безотрадного положения инородцев с точек зрения: а) политической, б) административной, в) экономической, г) этнографической, д) материальной и е) религиозной; в-третьих, чтобы были затребованы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие приняты этим министерством для предотвращения тех невыгодных условий, в которых ныне находятся инородцы, и в-четвертых, наконец, чтобы было потребовано от министерства объяснение о том, почему оно, как видно из доставленных в комитет сведений за №№ 17015 и 18308, от 5 декабря 1863 года и 7 июня 1864, действовало прямо противоположно
смыслу коренного и органического
закона, т…, ст. 18, и примечание в статье 36.
На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было, что именно, неизвестно, но, вероятно,
смысл был таков: «А побрал бы тебя черт с твоим почтением!» Но так как гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его
законов, то он прибавил тут же несколько внятнее: «Прошу покорнейше садиться!»
Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все
законы бытия и здравого
смысла.