Цитаты со словом «правые»
Поднялись кособрюхие, калашники, соломатники — все отстаивали старину да
права свои.
Голова у этого другого градоначальника была совершенно новая и притом покрытая лаком. Некоторым прозорливым гражданам показалось странным, что большое родимое пятно, бывшее несколько дней тому назад на
правой щеке градоначальника, теперь очутилось на левой.
В то время, когда Ираида беспечно торжествовала победу, неустрашимый штаб-офицер не дремал и, руководясь пословицей: «Выбивай клин клином», — научил некоторую авантюристку, Клемантинку де Бурбо, предъявить свои
права.
Права эти заключались в том, что отец ее, Клемантинки, кавалер де Бурбон, был некогда где-то градоначальником и за фальшивую игру в карты от должности той уволен.
Они вспомнили, что в ветхом деревянном домике действительно жила и содержала заезжий дом их компатриотка, Анеля Алоизиевна Лядоховская, и что хотя она не имела никаких
прав на название градоначальнической помпадурши, но тоже была как-то однажды призываема к градоначальнику.
Но к полудню слухи сделались еще тревожнее. События следовали за событиями с быстротою неимоверною. В пригородной солдатской слободе объявилась еще претендентша, Дунька Толстопятая, а в стрелецкой слободе такую же претензию заявила Матренка Ноздря. Обе основывали свои
права на том, что и они не раз бывали у градоначальников «для лакомства». Таким образом, приходилось отражать уже не одну, а разом трех претендентш.
Оказалось на поверку, что «человечек» — не кто иной, как отставной приказный Боголепов, выгнанный из службы «за трясение
правой руки», каковому трясению состояла причина в напитках.
Занятий настоящих он не имел, а составлял с утра до вечера ябеды, которые писал, придерживая
правую руку левою.
На минуту Боголепов призадумался, как будто ему еще нужно было старый хмель из головы вышибить. Но это было раздумье мгновенное. Вслед за тем он торопливо вынул из чернильницы перо, обсосал его, сплюнул, вцепился левой рукою в
правую и начал строчить...
Шагом направился этот поезд в
правый угол выгона, но так как расстояние было близкое, то как ни медлили, а через полчаса поспели.
Очевидно, что когда эти две энергии встречаются, то из этого всегда происходит нечто весьма любопытное. Нет бунта, но и покорности настоящей нет. Есть что-то среднее, чему мы видали примеры при крепостном
праве. Бывало, попадется барыне таракан в супе, призовет она повара и велит того таракана съесть. Возьмет повар таракана в рот, видимым образом жует его, а глотать не глотает. Точно так же было и с глуповцами: жевали они довольно, а глотать не глотали.
Но словам этим не поверили и решили: сечь аманатов до тех пор, пока не укажут, где слобода. Но странное дело! Чем больше секли, тем слабее становилась уверенность отыскать желанную слободу! Это было до того неожиданно, что Бородавкин растерзал на себе мундир и, подняв
правую руку к небесам, погрозил пальцем и сказал...
Прежде всего необходимо было приучить народ к учтивому обращению и потом уже, смягчив его нравы, давать ему настоящие якобы
права.
Но, с другой стороны, не меньшего вероятия заслуживает и то соображение, что как ни привлекательна теория учтивого обращения, но, взятая изолированно, она нимало не гарантирует людей от внезапного вторжения теории обращения неучтивого (как это и доказано впоследствии появлением на арене истории такой личности, как майор Угрюм-Бурчеев), и, следовательно, если мы действительно желаем утвердить учтивое обращение на прочном основании, то все-таки прежде всего должны снабдить людей настоящими якобы
правами.
Говорят, например, что он не имел никакого
права прекращать просвещение, — это так.
И еще говорят, что Микаладзе не имел
права не издавать законов, — и это, конечно, справедливо.
Но тут встретилось непредвиденное обстоятельство. Едва Беневоленский приступил к изданию первого закона, как оказалось, что он, как простой градоначальник, не имеет даже
права издавать собственные законы. Когда секретарь доложил об этом Беневоленскому, он сначала не поверил ему. Стали рыться в сенатских указах, но хотя перешарили весь архив, а такого указа, который уполномочивал бы Бородавкиных, Двоекуровых, Великановых, Беневоленских и т. п. издавать собственного измышления законы, — не оказалось.
— Проповедник, — говорил он, — обязан иметь сердце сокрушенно и, следственно, главу слегка наклоненную набок. Глас не лаятельный, но томный, как бы воздыхающий. Руками не неистовствовать, но, утвердив первоначально
правую руку близ сердца (сего истинного источника всех воздыханий), постепенно оную отодвигать в пространство, а потом вспять к тому же источнику обращать. В патетических местах не выкрикивать и ненужных слов от себя не сочинять, но токмо воздыхать громчае.
По моему мнению, это все, чего мы имеем
право требовать от него.
Было ли бы лучше или даже приятнее, если б летописец вместо описания нестройных движений изобразил в Глупове идеальное средоточие законности и
права?
Так, например, однажды он начал объяснять глуповцам
права человека, но, к счастью, кончил тем, что объяснил права Бурбонов.
Избалованные пятью последовательными градоначальничествами, доведенные почти до ожесточения грубою лестью квартальных, они возмечтали, что счастье принадлежит им по
праву и что никто не в силах отнять его у них.
В то время существовало мнение, что градоначальник есть хозяин города, обыватели же суть как бы его гости. Разница между"хозяином"в общепринятом значении этого слова и"хозяином города"полагалась лишь в том, что последний имел
право сечь своих гостей, что относительно хозяина обыкновенного приличиями не допускалось. Грустилов вспомнил об этом праве и задумался еще слаще.
В одной письме развивает мысль, что градоначальники вообще имеют
право на безусловное блаженство в загробной жизни, по тому одному, что они градоначальники; в другом утверждает, что градоначальники обязаны обращать на свое поведение особенное внимание, так как в загробной жизни они против всякого другого подвергаются истязаниям вдвое и втрое.
Одет в военного покроя сюртук, застегнутый на все пуговицы, и держит в
правой руке сочиненный Бородавкиным"Устав о неуклонном сечении", но, по-видимому, не читает его, а как бы удивляется, что могут существовать на свете люди, которые даже эту неуклонность считают нужным обеспечивать какими-то уставами.
— Кто хочет доказать, что любит меня, — глашал он, — тот пусть отрубит указательный палец
правой руки своей!
Женщины имеют
право рожать детей только зимой, потому что нарушение этого правила может воспрепятствовать успешному ходу летних работ.
Угрюм-Бурчеев мерным шагом ходил среди всеобщего опустошения, и на губах его играла та же самая улыбка, которая озарила лицо его в ту минуту, когда он, в порыве начальстволюбия, отрубил себе указательный палец
правой руки.
Появлялись новые партии рабочих, которые, как цвет папоротника, где-то таинственно нарастали, чтобы немедленно же исчезнуть в пучине водоворота. Наконец привели и предводителя, который один в целом городе считал себя свободным от работ, и стали толкать его в реку. Однако предводитель пошел не сразу, но протестовал и сослался на какие-то
права.
Какие суть градоначальниковы
права и обязанности?
Права сии суть: чтобы злодеи трепетали, а прочие чтобы повиновались.
Выше я упомянул, что у градоначальников, кроме
прав, имеются еще и обязанности."Обязанности!" — о, сколь горькое это для многих градоначальников слово!
Если же и сего недостаточно, то надлежит: отделив из толпы десятых и признав их состоящими на
правах зачинщиков, распорядиться подобно как с первыми.
Конечно, обыватели должны быть всегда готовы к перенесению всякого рода мероприятий, но при сем они не лишены некоторого
права на их постепенность.
Науки бывают разные; одни трактуют об удобрении полей, о построении жилищ человеческих и скотских, о воинской доблести и непреоборимой твердости — сии суть полезные; другие, напротив, трактуют о вредном франмасонском и якобинском вольномыслии, о некоторых якобы природных человеку понятиях и
правах, причем касаются даже строения мира — сии суть вредные.
Во-первых, последний будет за сие предан суду и чрез то лишится
права на пенсию; во-вторых, и для самих обывателей будет от того не польза, а вред.
Неточные совпадения
Всего более его смущало то, что он не мог дать достаточно твердого определения слову:"
права́".
Слово «обязанности» он сознавал очень ясно, так что мог об этом предмете исписать целые дести [Десть — мера счета бумаги, равнялась 24 листам.] бумаги, но"
права́" — что такое"
права́"?
Тут открылось все: и то, что Беневоленский тайно призывал Наполеона в Глупов, и то, что он издавал свои собственные законы. В оправдание свое он мог сказать только то, что никогда глуповцы в столь тучном состоянии не были, как при нем, но оправдание это не приняли, или, лучше сказать, ответили на него так, что"
правее бы он был, если б глуповцев совсем в отощание привел, лишь бы от издания нелепых своих строчек, кои предерзостно законами именует, воздержался".
Цитаты из русской классики со словом «правые»
Ассоциации к слову «правый»
Синонимы к слову «правые»
Предложения со словом «правый»
- Рабы не имели права иметь семью, но случаи сожительства рабов встречались достаточно часто.
- Хироманты делают свои прогнозы, исходя из того, что рисунки линий на ладони левой и правой руки имеют различные истолкования.
- Цель регулятивной функции – обеспечение урегулирования нормами гражданского права отношений собственности, товарно-денежных, личных неимущественных отношений.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «правый»
Что (кто) бывают «правыми»
Значение слова «правый»
ПРА́ВЫЙ1, -ая, -ое. 1. Расположенный в той стороне тела, которая противоположна левой. Правый глаз. Правая нога. Правое ухо.
ПРА́ВЫЙ2, -ая, -ое; прав, права́, пра́во. 1. Ни в чем не виновный, не имеющий за собой вины, проступка. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ПРАВЫЙ
Афоризмы русских писателей со словом «правый»
Дополнительно