Цитаты со словом «народу»
Был, говорит он, в древности
народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере, там, где греческие и римские историки и географы предполагали существование Гиперборейского моря.
— Мы головотяпы! нет нас в свете
народа мудрее и храбрее! Мы даже кособрюхих — и тех шапками закидали! — хвастали головотяпы.
— Мы головотяпы! нет нас
народа мудрее и храбрее! Мы гущеедов — и тех победили! — хвастались головотяпы.
— Мы головотяпы! нет нас
народа храбрее, — начали было головотяпы, но вдруг смутились.
Несмотря на непреоборимую твердость, глуповцы —
народ изнеженный и до крайности набалованный.
Выслушав такой уклончивый ответ, помощник градоначальника стал в тупик. Ему предстояло одно из двух: или немедленно рапортовать о случившемся по начальству и между тем начать под рукой следствие, или же некоторое время молчать и выжидать, что будет. Ввиду таких затруднений он избрал средний путь, то есть приступил к дознанию, и в то же время всем и каждому наказал хранить по этому предмету глубочайшую тайну, дабы не волновать
народ и не поселить в нем несбыточных мечтаний.
Глупов закипал. Не видя несколько дней сряду градоначальника, граждане волновались и, нимало не стесняясь, обвиняли помощника градоначальника и старшего квартального в растрате казенного имущества. По городу безнаказанно бродили юродивые и блаженные и предсказывали
народу всякие бедствия. Какой-то Мишка Возгрявый уверял, что он имел ночью сонное видение, в котором явился к нему муж грозен и облаком пресветлым одеян.
Причем бросала в
народ медными деньгами, а пьяные ее подручники восклицали: «Вот наша матушка! теперь нам, братцы, вина будет вволю!»
Легко было немке справиться с беспутною Клемантинкою, но несравненно труднее было обезоружить польскую интригу, тем более что она действовала невидимыми подземными путями. После разгрома Клемантинкинова паны Кшепшицюльский и Пшекшицюльский грустно возвращались по домам и громко сетовали на неспособность русского
народа, который даже для подобного случая ни одной талантливой личности не сумел из себя выработать, как внимание их было развлечено одним, по-видимому, ничтожным происшествием.
Напрасно протестовал и сопротивлялся приезжий, напрасно показывал какие-то бумаги,
народ ничему не верил и не выпускал его.
Будочники единогласно советовали: первое, беспутную оную Клемантинку немедля утопить, дабы не смущала
народ и не дразнила; второе, помощника градоначальника и стряпчего пытать, и, в-третьих, неустрашимого штаб-офицера, сыскав, представить.
— Надо орудовать, — отвечал помощник градоначальника, — вот что! не пустить ли, сударь, в
народе слух, что оная шельма Анелька заместо храмов божиих костелы везде ставить велела?
Перебивши и перетопивши целую уйму
народа, они основательно заключили, что теперь в Глупове крамольного [Крамо́ла — заговор, мятеж.] греха не осталось ни на эстолько.
Долго ли, коротко ли они так жили, только в начале 1776 года в тот самый кабак, где они в свободное время благодушествовали, зашел бригадир. Зашел, выпил косушку, спросил целовальника, много ли прибавляется пьяниц, но в это самое время увидел Аленку и почувствовал, что язык у него прилип к гортани. Однако при
народе объявить о том посовестился, а вышел на улицу и поманил за собой Аленку.
«Новая сия Иезавель, [По библейскому преданию, Иезавель, жена царя Израиля Ахава, навлекла своим греховным поведением гнев бога на израильский
народ.] — говорит об Аленке летописец, — навела на наш город сухость».
Дабы ободрить
народ, он поручил откупщику устроить в загородной роще пикник и пустить фейерверк.
Тогда бригадир призвал к себе «излюбленных» и велел им ободрять
народ.
— И доколе не растерзали ее псы, весь
народ изгиб до единого! — заключил батюшка свой рассказ.
— Да, убеждениями с этим
народом ничего не поделаешь! — рассуждал бригадир, — тут не убеждения требуются, а одно из двух: либо хлеб, либо… команда!
Так продолжалось до пяти часов, когда
народ начал расходиться по домам, чтоб принарядиться и отправиться ко всенощной.
В исходе седьмого в церквах заблаговестили, и улицы наполнились пестрыми толпами
народа.
Народ разом схлынул из всех церквей.
Вдруг, в стороне, из глубины пустого сарая раздается нечеловеческий вопль, заставляющий даже эту совсем обеспамятевшую толпу перекреститься и вскрикнуть:"Спаси, Господи!"Весь или почти весь
народ устремляется по направлению этого крика.
Одним словом, произошло то, что всегда случается, когда просвещение слишком рано приходит к
народам младенческим и в гражданском смысле незрелым.
Из всех этих слов
народ понимал только: «известно» и «наконец нашли». И когда грамотеи выкрикивали эти слова, то народ снимал шапки, вздыхал и крестился. Ясно, что в этом не только не было бунта, а скорее исполнение предначертаний начальства. Народ, доведенный до вздыхания, — какого еще идеала можно требовать!
Прежде всего необходимо было приучить
народ к учтивому обращению и потом уже, смягчив его нравы, давать ему настоящие якобы права.
Но, с другой стороны, не видим ли мы, что
народы самые образованные наипаче [Наипа́че (церковно-славянск.) — наиболее.] почитают себя счастливыми в воскресные и праздничные дни, то есть тогда, когда начальники мнят себя от писания законов свободными?
Когда почва была достаточно взрыхлена учтивым обращением и
народ отдохнул от просвещения, тогда сама собой стала на очередь потребность в законодательстве. Ответом на эту потребность явился статский советник Феофилакт Иринархович Беневоленский, друг и товарищ Сперанского по семинарии.
На это отвечу: цель издания законов двоякая: одни издаются для вящего
народов и стран устроения, другие — для того, чтобы законодатели не коснели в праздности…"
И за всем тем продолжали считать себя самым мудрым
народом в мире.
Но он упустил из виду, во-первых, что
народы даже самые зрелые не могут благоденствовать слишком продолжительное время, не рискуя впасть в грубый материализм, и, во-вторых, что, собственно, в Глупове благодаря вывезенному из Парижа духу вольномыслия благоденствие в значительной степени осложнялось озорством.
Нет спора, что можно и даже должно давать
народам случай вкушать от плода познания добра и зла, но нужно держать этот плод твердой рукою и притом так, чтобы можно было во всякое время отнять его от слишком лакомых уст.
— Сижу я намеднись в питейном, — свидетельствовала она, — и тошно мне, слепенькой, стало; сижу этак-то и все думаю: куда, мол, нонче
народ против прежнего гордее стал!
Главное препятствие для его бессрочности представлял, конечно, недостаток продовольствия, как прямое следствие господствовавшего в то время аскетизма; но, с другой стороны, история Глупова примерами совершенно положительными удостоверяет нас, что продовольствие совсем не столь необходимо для счастия
народов, как это кажется с первого взгляда.
Но они сообразили это поздно и в первое время, по примеру всех начальстволюбивых
народов, как нарочно совались ему на глаза.
Таков был первый глуповский демагог. [Демаго́г — человек, добивающийся популярности в
народе лестью, лживыми обещаниями, потворствующий инстинктам толпы.]
Очевидно, здесь разумеются обыватели вообще; однако же и в сем общем наименовании необходимо различать: во-первых, благородное дворянство, во-вторых, почтенное купечество и, в-третьих, земледельцев и прочий подлый
народ.
Например, дворянин повинуется благородно и вскользь предъявляет резоны; купец повинуется с готовностью и просит принять хлеб-соль; наконец, подлый
народ повинуется просто и, чувствуя себя виноватым, раскаивается и просит прощения.
Что будет, ежели градоначальник в сии оттенки не вникнет, а особливо ежели он подлому
народу предоставит предъявлять резоны?
Обыватели, а в особенности подлый
народ, великие до сего охотники; но при этом необходимо, чтобы градоначальник был в мундире и имел открытую физиономию и благосклонный взгляд.
Цитаты из русской классики со словом «народу»
Ассоциации к слову «народу»
Синонимы к слову «народу»
Предложения со словом «народ»
- Русскому народу много дано его богатой историей, много он сделал, и многого ожидают от него все другие нации и племена.
- Придворные, мужчины и дамы, тихо и прямо сидели вдоль длинных стен залы, в которую набилось много народу разного звания.
- Хотя простой народ больше привык ориентироваться не на письменные календари, а на народные приметы, такая новость, согласитесь, всё равно может выбить из колеи!
- (все предложения)
Сочетаемость слова «народ»
Значение слова «народ»
НАРО́Д, -а, м. 1. Население, жители той или иной страны, государства. Советский народ. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова НАРОД
Афоризмы русских писателей со словом «народ»
Дополнительно