Неточные совпадения
Раскол и
раскольники представляют одно из любопытнейших явлений в исторической жизни
русского народа. Но это явление, хотя и существует более двух столетий, остается доселе надлежащим образом неисследованным. Ни администрация, ни общество обстоятельно не знают, что такое раскол. Этого мало: девять десятых самих
раскольников вполне не сознают, что такое раскол.
Впрочем, тем, к сожалению, немногим специалистам, которые знают
русский народ и, изучив его в книгах, видали и лицом к лицу
раскольников, может быть, еще рано подвергать раскол анализу.
В последнее время и за границей появлялись некоторые сочинения о
русском расколе. Кроме лондонского «Сборника о
раскольниках» г. Кельсиева (на
русском языке), особенно замечательны: на немецком — барона Гакстгаузена (в его «Путешествии по России»), на английском — графа Красинского (о протестантизме у славян) и на французском — неизвестного автора, но по всему видно, что
русского чиновника, «Le Raskol»…
Но если наконец будут напечатаны и все сочинения духовных лиц, писавших о расколе, составляющие в настоящее время библиографическую редкость, и все, без исключения, сочинения
раскольников, и наконец извлечения из всех архивных дел, то и тогда всего этого богатого и разнообразного материала все-таки будет еще недостаточно для того, чтобы основательно изучить раскол и снять с него ту темную завесу, которая мешает мыслящим людям знать, что это за явление, двести лет существующее в России и никем из
русских еще не разгаданное.
Кроме изучения его в книгах и архивах, необходимо стать с ним лицом к лицу, пожить в раскольнических монастырях, в скитах, в колибах, в заимках, в кельях, в лесах и т. п., изучить его в живых проявлениях, в преданиях и поверьях, не переданных бумаге, но свято сохраняемых целым рядом поколений; изучить обычаи
раскольников, в которых немало своеобразного и отличного от обычаев прочих
русских простолюдинов; узнать воззрение
раскольников разных толков на мир духовный и мир житейский, на внутреннее устройство их общин и т. п.
Может быть, старо-русская партия царевича возлагала свои надежды на
раскольников, может быть, и сами
раскольники возлагали на Алексея свои надежды; может быть, они хотя и ошибались, но смотрели на несчастную жертву интриг Меньшикова и Екатерины как на будущего восстановителя попираемой и презираемой отцом его старины; но ни в розыске по делу царевича, ни во всех раскольнических сочинениях того времени, ни в преданиях
раскольников не видно ни самомалейшего следа, который обличал бы какую-нибудь причастность
раскольников к этому делу.
Скорее прекращение преследований
раскольников имело важную долю влияния на развитие
русской торговли, фабричной и ремесленной деятельности, чем эти цехи, которые, может быть, хороши для Риги с ее средневековыми понятиями, но отнюдь не для какой-нибудь Калуги, а тем еще менее Арзамаса и Кунгура.
Случился ночью в деревне пожар; сгорело несколько раскольничьих домов; из дома, в котором загорелось, не успели и икон вынести, хотя, как известно,
русский крестьянин, православный он или
раскольник, все равно, в случае пожара, прежде всего спасает от огня «божье милосердие», т. е. иконы.
При той неопределенности понятий и неполноте сведений о расколе и
раскольниках, о которой я, кажется, вдался уж во многоглаголание, — точного, верного разделения его на отрасли ни в
русской администрации, ни в
русской литературе не бывало.
До XVIII столетия вовсе не разделяли
раскольников на разряды, толки, согласия; всех
русских людей, разномыслящих с господствующею церковью, называли общим именем: «раскольщики».
Но Феофан Прокопович Питириму руку держал, и он не погиб, но, из
раскольника сделавшись
русским архиереем, потом вместе с Прокоповичем чуть ли не сделался лютеранином.
При стройном взгляде на религиозные разномыслия
русского народа, все названные сейчас ереси не должно и ставить под одно имя с тем, что у нас собственно и исключительно должно разуметь под словами раскол и
раскольники.
По понятиям простого народа, и православного и
раскольников, эти сектаторы — такое явление, которое ни на что не похоже в обычном ходе и развитии
русской народной жизни.
Но, смотря столь одинаково на современное развитие
русской гражданской жизни, еретики и
раскольники с подцерковниками на господствующую церковь смотрят совершенно различно.
Неточные совпадения
Были тут и
русские, тоже слишком презиравшие этот народ, — один бывший офицер и два семинариста;
Раскольников ясно замечал и их ошибку.
Раскольники почуяли измену в церкви и государстве, они перестали верить в святость иерархической власти в
русском царстве.
Русские —
раскольники, это глубокая черта нашего народного характера.
— Зачем же вы, господа, раскольников-то путаете? — начал Стрепетов. — Ну, помилуйте, скажите: есть ли тут смысл? Ну что общего, например скажем, хоть с этими вашими сойгами у
русского человека?
Известно, что в тех комедиях
раскольник всегда выставлялся каким-то диким и бессмысленным чудовищем, и таким образом комедия говорила: «Смотрите, вот они каковы; можно ли доверяться их учению и соглашаться на их требования?» Так точно и «Горькая судьбина», рисуя нам Анания Яковлева, говорит: «Вот каков
русский человек, когда он почувствует немножко свое личное достоинство и вследствие того расходится!» И критики, признающие за «Горькой судьбиной» общее значение и видящие в Анании тип, делаются соучастниками этой клеветы, конечно ненамеренной со стороны автора.