Цитаты со словом «старец»
И поразила-то его эта дорога лишь потому, что на ней он встретил тогда необыкновенное, по его мнению, существо — нашего знаменитого монастырского
старца Зосиму, к которому привязался всею горячею первою любовью своего неутолимого сердца.
И вот довольно скоро после обретения могилы матери Алеша вдруг объявил ему, что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником. Он объяснил при этом, что это чрезвычайное желание его и что испрашивает он у него торжественное позволение как у отца. Старик уже знал, что
старец Зосима, спасавшийся в монастырском ските, произвел на его «тихого мальчика» особенное впечатление.
— Этот
старец, конечно, у них самый честный монах, — промолвил он, молчаливо и вдумчиво выслушав Алешу, почти совсем, однако, не удивившись его просьбе.
Задумчивый он приехал к нам тогда, может быть, только лишь посмотреть: всё ли тут или и тут только два рубля, и — в монастыре встретил этого
старца…
Старец этот, как я уже объяснил выше, был старец Зосима; но надо бы здесь сказать несколько слов и о том, что такое вообще «старцы» в наших монастырях, и вот жаль, что чувствую себя на этой дороге не довольно компетентным и твердым.
И во-первых, люди специальные и компетентные утверждают, что
старцы и старчество появились у нас, по нашим русским монастырям, весьма лишь недавно, даже нет и ста лет, тогда как на всем православном Востоке, особенно на Синае и на Афоне, существуют далеко уже за тысячу лет.
Утверждают, что существовало старчество и у нас на Руси во времена древнейшие или непременно должно было существовать, но вследствие бедствий России, татарщины, смут, перерыва прежних сношений с Востоком после покорения Константинополя установление это забылось у нас и
старцы пресеклись.
Когда и кем насадилось оно и в нашем подгородном монастыре, не могу сказать, но в нем уже считалось третье преемничество
старцев, и старец Зосима был из них последним, но и он уже почти помирал от слабости и болезней, а заменить его даже и не знали кем.
Процвел он и прославился на всю Россию именно из-за
старцев, чтобы видеть и послушать которых стекались к нам богомольцы толпами со всей России из-за тысяч верст.
Итак, что же такое
старец?
Старец — это берущий вашу душу, вашу волю в свою душу и в свою волю.
Избрав
старца, вы от своей воли отрешаетесь и отдаете ее ему в полное послушание, с полным самоотрешением.
Обязанности к
старцу не то, что обыкновенное «послушание», всегда бывшее и в наших русских монастырях.
Тут признается вечная исповедь всех подвизающихся
старцу и неразрушимая связь между связавшим и связанным.
Рассказывают, например, что однажды, в древнейшие времена христианства, один таковой послушник, не исполнив некоего послушания, возложенного на него его
старцем, ушел от него из монастыря и пришел в другую страну, из Сирии в Египет.
И наконец лишь узнали, что этот святой страстотерпец нарушил послушание и ушел от своего
старца, а потому без разрешения старца не мог быть и прощен, даже несмотря на свои великие подвиги.
Но когда призванный
старец разрешил его от послушания, тогда лишь могло совершиться и погребение его.
Конечно, все это лишь древняя легенда, но вот и недавняя быль: один из наших современных иноков спасался на Афоне, и вдруг
старец его повелел ему оставить Афон, который он излюбил как святыню, как тихое пристанище, до глубины души своей, и идти сначала в Иерусалим на поклонение святым местам, а потом обратно в Россию, на север, в Сибирь: «Там тебе место, а не здесь».
Пораженный и убитый горем монах явился в Константинополь ко вселенскому патриарху и молил разрешить его послушание, и вот вселенский владыко ответил ему, что не только он, патриарх вселенский, не может разрешить его, но и на всей земле нет, да и не может быть такой власти, которая бы могла разрешить его от послушания, раз уже наложенного
старцем, кроме лишь власти самого того старца, который наложил его.
Между тем
старцев тотчас же стали высоко уважать в народе.
К
старцам нашего монастыря стекались, например, и простолюдины и самые знатные люди, с тем чтобы, повергаясь пред ними, исповедовать им свои сомнения, свои грехи, свои страдания и испросить совета и наставления.
Видя это, противники
старцев кричали, вместе с прочими обвинениями, что здесь самовластно и легкомысленно унижается таинство исповеди, хотя беспрерывное исповедование своей души старцу послушником его или светским производится совсем не как таинство.
Старец Зосима был лет шестидесяти пяти, происходил из помещиков, когда-то в самой ранней юности был военным и служил на Кавказе обер-офицером.
Алеша жил в самой келье
старца, который очень полюбил его и допустил к себе.
Может быть, на юношеское воображение Алеши сильно подействовала эта сила и слава, которая окружала беспрерывно его
старца.
Про
старца Зосиму говорили многие, что он, допуская к себе столь многие годы всех приходивших к нему исповедовать сердце свое и жаждавших от него совета и врачебного слова, до того много принял в душу свою откровений, сокрушений, сознаний, что под конец приобрел прозорливость уже столь тонкую, что с первого взгляда на лицо незнакомого, приходившего к нему, мог угадывать: с чем тот пришел, чего тому нужно и даже какого рода мучение терзает его совесть, и удивлял, смущал и почти пугал иногда пришедшего таким знанием тайны его, прежде чем тот молвил слово.
Но при этом Алеша почти всегда замечал, что многие, почти все, входившие в первый раз к
старцу на уединенную беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили от него почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое.
Алешу необыкновенно поражало и то, что
старец был вовсе не строг; напротив, был всегда почти весел в обхождении.
Из монахов находились, даже и под самый конец жизни
старца, ненавистники и завистники его, но их становилось уже мало, и они молчали, хотя было в их числе несколько весьма знаменитых и важных в монастыре лиц, как например один из древнейших иноков, великий молчальник и необычайный постник.
Но все-таки огромное большинство держало уже несомненно сторону
старца Зосимы, а из них очень многие даже любили его всем сердцем, горячо и искренно; некоторые же были привязаны к нему почти фанатически.
В чудесную силу
старца верил беспрекословно и Алеша, точно так же, как беспрекословно верил и рассказу о вылетавшем из церкви гробе.
Он видел, как многие из приходивших с больными детьми или взрослыми родственниками и моливших, чтобы
старец возложил на них руки и прочитал над ними молитву, возвращались вскорости, а иные так и на другой же день, обратно и, падая со слезами пред старцем, благодарили его за исцеление их больных.
Особенно же дрожало у него сердце, и весь как бы сиял он, когда
старец выходил к толпе ожидавших его выхода у врат скита богомольцев из простого народа, нарочно, чтобы видеть старца и благословиться у него, стекавшегося со всей России.
Старец говорил с ними, читал над ними краткую молитву, благословлял и отпускал их.
Знал Алеша, что так именно и чувствует и даже рассуждает народ, он понимал это, но то, что
старец именно и есть этот самый святой, этот хранитель Божьей правды в глазах народа, — в этом он не сомневался нисколько и сам вместе с этими плачущими мужиками и больными их бабами, протягивающими старцу детей своих.
Убеждение же в том, что
старец, почивши, доставит необычайную славу монастырю, царило в душе Алеши, может быть, даже сильнее, чем у кого бы то ни было в монастыре.
Не смущало его нисколько, что этот
старец все-таки стоит пред ним единицей: «Все равно, он свят, в его сердце тайна обновления для всех, та мощь, которая установит наконец правду на земле, и будут все святы, и будут любить друг друга, и не будет ни богатых, ни бедных, ни возвышающихся, ни униженных, а будут все как дети Божии и наступит настоящее царство Христово».
Вот в это-то время и состоялось свидание, или, лучше сказать, семейная сходка, всех членов этого нестройного семейства в келье
старца, имевшая чрезвычайное влияние на Алешу.
Федор Павлович, кажется, первый и, кажется, шутя подал мысль о том, чтобы сойтись всем в келье
старца Зосимы и, хоть и не прибегая к прямому его посредничеству, все-таки как-нибудь сговориться приличнее, причем сан и лицо старца могли бы иметь нечто внушающее и примирительное.
Дмитрий Федорович, никогда у
старца не бывавший и даже не видавший его, конечно, подумал, что старцем его хотят как бы испугать; но так как он и сам укорял себя втайне за многие особенно резкие выходки в споре с отцом за последнее время, то и принял вызов.
Вследствие всех сих соображений и могло устроиться некоторое внутреннее влияние в монастыре на больного
старца, в последнее время почти совсем уже не покидавшего келью и отказывавшего по болезни даже обыкновенным посетителям.
Кончилось тем, что
старец дал согласие и день был назначен.
Если кто из этих тяжущихся и пререкающихся мог смотреть серьезно на этот съезд, то, без сомнения, один только брат Дмитрий; остальные же все придут из целей легкомысленных и для
старца, может быть, оскорбительных — вот что понимал Алеша.
Тем не менее самая главная забота его была о
старце: он трепетал за него, за славу его, боялся оскорблений ему, особенно тонких, вежливых насмешек Миусова и недомолвок свысока ученого Ивана, так это все представлялось ему.
Он даже хотел рискнуть предупредить
старца, сказать ему что-нибудь об этих могущих прибыть лицах, но подумал и промолчал.
Дмитрий задумался, потому что ничего не мог припомнить, что бы такое ему обещал, ответил только письмом, что изо всех сил себя сдержит «пред низостью», и хотя глубоко уважает
старца и брата Ивана, но убежден, что тут или какая-нибудь ему ловушка, или недостойная комедия.
Свидание со
старцем условлено было сейчас после поздней обедни, примерно к половине двенадцатого.
—
Старец Зосима живет в скиту, в скиту наглухо, шагов четыреста от монастыря, через лесок, через лесок…
— Видите ли, мы к этому
старцу по своему делу, — заметил строго Миусов, — мы, так сказать, получили аудиенцию «у сего лица», а потому хоть и благодарны вам за дорогу, но вас уж не попросим входить вместе.
—
Старец, великолепный старец, старец… Честь и слава монастырю. Зосима. Это такой старец…
Цитаты из русской классики со словом «старец»
— И отечеству, боярин! — перервал с жаром Авраамий. — Мы не иноки западной церкви и благодаря всевышнего, переставая быть мирянами, не перестаем быть русскими. Вспомни, Юрий Дмитрич, где умерли благочестивые
старцы Пересвет и Ослябя!.. Но я слышу благовест… Пойдем, сын мой, станем молить угодника божия, да просияет истина для очей наших и да подаст тебе господь силу и крепость для исполнения святой его воли!
По совету
старца он не делается монахом, а лишь священником.
Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому
старцу подъехал Олег.
Мы божии
старцы, иноки смиренные, ходим по селениям да собираем милостыню христианскую на монастырь.
Обложили окаянные татарове
Да своей поганой силищей,
Обложили они славен Китеж-град
Да во светлый час, заутренний…
Ой ли, Господи, боже наш,
Пресвятая Богородица!
Ой, сподобьте вы рабей своих
Достоять им службу утренню,
Дослушать святое писание!
Ой, не дайте татарину
Святу церковь на глумление,
Жен, девиц — на посрамление,
Малых детушек — на игрище,
Старых
старцев на смерть лютую!
Ассоциации к слову «старец»
Синонимы к слову «старец»
Предложения со словом «старец»
- Молитвой и постом он так истончил своё тело и очистил душу, что один исцелённый святым старцем видел его стоявшим на воздухе во время молитвы.
- – Хорошо, – снова сказал старец, – сделаем, как ты хочешь, – и опять стали жить вместе.
- В это время вместе с ним сидел седой почтенный старец и, склонив голову на руку, о чём-то мрачно думал.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «старец»
Афоризмы русских писателей со словом «старец»
- Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему его место.
- Сладко умереть
маститым старцем…
- Знайте ж, российские люди, и старцы и дети:
Только «с полицией в сердце» есть счастье на свете.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно