Не сравнивая значения Островского с значением Гоголя в истории нашего развития, мы заметим, однако, что в комедиях Островского, под влиянием каких бы теорий они ни писались, всегда можно найти, черты глубоко верные и яркие, доказывающие, что сознание жизненной правды никогда не покидало
художника и не допускало его искажать действительность в угоду теории.
Неточные совпадения
Реальная критика относится к произведению
художника точно так же, как к явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные черты, но вовсе не суетясь из-за того, зачем это овес — не рожь,
и уголь — не алмаз…
В произведениях талантливого
художника, как бы они ни были разнообразны, всегда можно примечать нечто общее, характеризующее все их
и отличающее их от произведений других писателей.
Но разница между мыслителем
и художником та, что у последнего восприимчивость гораздо живее
и сильнее.
У него еще нет теоретических соображений, которые бы могли объяснить этот факт; но он видит, что тут есть что-то особенное, заслуживающее внимания,
и с жадным любопытством всматривается в самый факт, усваивает его, носит его в своей душе сначала как единичное представление, потом присоединяет к нему другие, однородные, факты
и образы
и, наконец, создает тип, выражающий в себе все существенные черты всех частных явлений этого рода, прежде замеченных
художником.
При этом мыслитель — или, говоря проще, человек рассуждающий — пользуется как действительными фактами
и теми образами, которые воспроизведены из жизни искусством
художника.
Таким образом, совершенно ясным становится значение художнической деятельности в ряду других отправлений общественной жизни: образы, созданные
художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной жизни, весьма много способствуют составлению
и распространению между людьми правильных понятий о вещах.
Таким образом, всякая односторонность
и исключительность уже мешает полному соблюдению правды
художником.
Напротив, когда общие понятия
художника правильны
и вполне гармонируют с его натурой, тогда эта гармония
и единство отражаются
и в произведении.
И если эти лица
и этот быт верны действительности, то думают ли читатели, что те стороны русского быта, которые рисует нам Островский, не стоят внимания
художника?
Мы уже замечали, что общие идеи принимаются, развиваются
и выражаются
художником в его произведениях совершенно иначе, нежели обыкновенными теоретиками.
Не отвлеченные идеи
и общие принципы занимают
художника, а живые образы, в которых проявляется идея.
Иногда
художник может
и вовсе не дойти до смысла того, что он сам же изображает, но критика
и существует затем, чтобы разъяснить смысл, скрытый в созданиях
художника,
и, разбирая представленные поэтом изображения, она вовсе не уполномочена привязываться к теоретическим его воззрениям.
И критика Белинского не трогала гоголевских теорий, пока он являлся пред нею просто как
художник; она ополчилась на него тогда, когда он провозгласил себя нравоучителем
и вышел к публике не с живым рассказом, а с книжицею назидательных советов…
А если так, то, значит,
и основные черты миросозерцания
художника не могли быть совершенно уничтожены рассудочными ошибками.
Критика должна сказать: «Вот лица
и явления, выводимые автором; вот сюжет пьесы; а вот смысл, какой, по нашему мнению, имеют жизненные факты, изображаемые
художником,
и вот степень их значения в общественной жизни».
Чувство
художника, возмущаясь таким порядком вещей, преследует его в самых разнообразных видоизменениях
и передает на позор того самого общества, которое живет в этом порядке.
Без всякого сомнения,
художник не имел в виду доказывать тех мыслей, какие мы теперь выводим из его комедий; но они сами собою сказались в его произведениях
и сказались удивительно правильно.
Неточные совпадения
Вронский
и Анна тоже что-то говорили тем тихим голосом, которым, отчасти чтобы не оскорбить
художника, отчасти чтобы не сказать громко глупость, которую так легко сказать, говоря об искусстве, обыкновенно говорят на выставках картин.
Невыносимо нагло
и вызывающе подействовал на Алексея Александровича вид отлично сделанного
художником черного кружева на голове, черных волос
и белой прекрасной руки с безыменным пальцем, покрытым перстнями.
Анна вышла ему навстречу из-за трельяжа,
и Левин увидел в полусвете кабинета ту самую женщину портрета в темном, разноцветно-синем платье, не в том положении, не с тем выражением, но на той самой высоте красоты, на которой она была уловлена
художником на портрете.
С таким выражением на лице она была еще красивее, чем прежде; но это выражение было новое; оно было вне того сияющего счастьем
и раздающего счастье круга выражений, которые были уловлены
художником на портрете.
— Как же! мы виделись у Росси, помните, на этом вечере, где декламировала эта итальянская барышня — новая Рашель, — свободно заговорил Голенищев, без малейшего сожаления отводя взгляд от картины
и обращаясь к
художнику.