Но автор комедии вводит нас в самый домашний быт этих людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на вещи, и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё люди очень обыкновенные, как все люди, и что преступления, поразившие нас, суть вовсе не следствия исключительных натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается и проходит
жизнь людей, обвиняемых нами.
Неточные совпадения
В свою очередь,
люди, пришедшие в восторг от «Своих
людей», скоро заметили, что Островский, сравнивая старинные начала русской
жизни с новыми началами европеизма в купеческом быту, постоянно склоняется на сторону первых.
При этом мыслитель — или, говоря проще,
человек рассуждающий — пользуется как действительными фактами и теми образами, которые воспроизведены из
жизни искусством художника.
Иногда даже эти самые образы наводят рассуждающего
человека на составление правильных понятий о некоторых из явлений действительной
жизни.
Таким образом, совершенно ясным становится значение художнической деятельности в ряду других отправлений общественной
жизни: образы, созданные художником, собирая в себе, как в фокусе, факты действительной
жизни, весьма много способствуют составлению и распространению между
людьми правильных понятий о вещах.
Следовательно, художник должен — или в полной неприкосновенности сохранить свой простой, младенчески непосредственный взгляд на весь мир, или (так как это совершенно невозможно в
жизни) спасаться от односторонности возможным расширением своего взгляда, посредством усвоения себе тех общих понятий, которые выработаны
людьми рассуждающими.
Тогда действительность отражается в произведении ярче и живее, и оно легче может привести рассуждающего
человека к правильным выводам и, следовательно, иметь более значения для
жизни.
Такова и вся наша русская
жизнь: кто видит на три шага вперед, тот уже считается мудрецом и может надуть и оплести тысячи
людей.
Деятельность общественная мало затронута в комедиях Островского, и это, без сомнения, потому, что сама гражданская
жизнь наша, изобилующая формальностями всякого рода, почти не представляет примеров настоящей деятельности, в которой свободно и широко мог бы выразиться
человек.
И такова сила самодурства в этом темном царстве Торцовых, Брусковых и Уланбековых, что много
людей действительно замирает в нем, теряет и смысл, и волю, и даже силу сердечного чувства — все, что составляет разумную
жизнь, — и в идиотском бессилии прозябает, только совершая отправления животной
жизни.
Но основы этой
жизни, ее внутренняя сила — совершенно непонятны для жалких
людей, отвыкших от всякой разумности и правды в своих житейских отношениях.
Действительно,
жизнь девушки не очень интересна: в доме властвует самодур и мошенник Пузатов, брат Марьи Антиповны; а когда его нет, так подглядывает за своею дочерью и за молодой женой сына — ворчливая старуха, мать Пузатова, богомольная, добродушная и готовая за грош продать
человека.
Так они и остались вне
жизни, эти
люди честных стремлений и самостоятельных убеждений (нередко, впрочем, на деле изменявшие им вследствие своей непрактичности).
Так точно, что за беда, если купец обманул честнейшего
человека, который никому в
жизни ни малейшего зла не сделал.
Это совершенно понятно в
человеке, который привык считать себя источником всякой радости и горя, началом и концом всякой
жизни в его царстве.
Но чтобы выйти из подобной борьбы непобежденным, — для этого мало и всех исчисленных нами достоинств: нужно еще иметь железное здоровье и — главное — вполне обеспеченное состояние, а между тем, по устройству «темного царства», — все его зло, вся его ложь тяготеет страданиями и лишениями именно только над теми, которые слабы, изнурены и не обеспечены в
жизни; для
людей же сильных и богатых — та же самая ложь служит к услаждению
жизни.
Тут критика может рассмотреть только: точно ли
человек, выставляемый автором как благородный дурак действительно таков по понятиям критики об уме и благородстве, — и затем: такое ли значение придает автор своим лицам, какое имеют они в действительной
жизни?
Не признавая ее прав как самостоятельной личности, ей и не дают ничего, что в
жизни может ограждать личность: она необразованна, у ней нет голоса даже в домашних делах, нет привычки смотреть на
людей своими глазами, нет даже и мысли о праве свободного выбора в деле сердца.
Надо было ей самой — и
жизнь раскрывать, и
людей показывать, и приучать ее к самостоятельности мнений и поступков: девушка развитая и привыкшая к обществу — не поддалась бы пошлой Арине Федотовне и не пленилась бы пустоголовым Вихоревым.
Казалось бы —
человек попал на хорошую дорогу: сознал недостатки того образа
жизни, какой вел доселе, исполнился негодованием против невежества, понял превосходство образованности вообще…
Всякий, кто учился, служил, занимался частными комиссиями, вообще имел дела с
людьми, — натыкался, вероятно, не раз в
жизни на подобного самодура и может засвидетельствовать практическую справедливость наших слов.
А затем любопытна внутренняя, душевная сторона
жизни этих
людей, которых мы официально так презираем и клеймим названиями крючкотворцев и взяточников.
Следовало бы тоже принять во внимание и прежнюю
жизнь человека, потому что, если не рассмотришь все хладнокровно, а накричишь с первого раза, — запугаешь только его, да и признанья настоящего не добьешься: а как с участием его расспросишь, как брат брата, — сам все выскажет и даже не просит о смягчении, и ожесточенья ни против кого нет, потому что ясно видит, что не я его наказываю, а закон.
Неточные совпадения
Анна Андреевна. Очень почтительным и самым тонким образом. Все чрезвычайно хорошо говорил. Говорит: «Я, Анна Андреевна, из одного только уважения к вашим достоинствам…» И такой прекрасный, воспитанный
человек, самых благороднейших правил! «Мне, верите ли, Анна Андреевна, мне
жизнь — копейка; я только потому, что уважаю ваши редкие качества».
Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в
жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.)Вы говорите, он молодой
человек?
И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает
жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостью
человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать.
Стародум(к Правдину). Чтоб оградить ее
жизнь от недостатку в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее
людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро.
Стародум. Тут не самолюбие, а, так называть, себялюбие. Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Ты не поверишь. Я видел тут множество
людей, которым во все случаи их
жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки.