Неточные совпадения
Свободное претворение самых высших умозрений
в живые образы и, вместе с тем, полное сознание высшего, общего
смысла во всяком, самом частном и случайном факте жизни — это есть идеал, представляющий полное слияние науки и поэзии и доселе еще никем не достигнутый.
Этими-то колебаниями и объясняется то, что критика могла делать совершенно противоположные заключения о
смысле фактов, выставлявшихся
в комедиях Островского.
Придавать ему
смысл, которого оно не имеет, значило бы искажать его и лгать на самую жизнь,
в которой оно проявляется.
И такова сила самодурства
в этом темном царстве Торцовых, Брусковых и Уланбековых, что много людей действительно замирает
в нем, теряет и
смысл, и волю, и даже силу сердечного чувства — все, что составляет разумную жизнь, — и
в идиотском бессилии прозябает, только совершая отправления животной жизни.
В «темном царстве», рассматриваемом нами, ненормальность общественных отношений доходит до высших своих пределов, и потому очень понятно, что его обитатели теряют решительно всякий
смысл в нравственных вопросах.
И что же мы видим
в истории этого замысла, столь ужасного
в юридическом
смысле?
Все лица действуют
в своем
смысле добросовестно, и ни одно не впадает
в тон мелодрамного героя.
Следствием такого убеждения является
в нас уважение к человеческой натуре и личности вообще, смех и презрение
в отношении к тем уродливым личностям, которые действуют
в комедии и
в официальном
смысле внушают ужас и омерзение, и наконец — глубокая, непримиримая ненависть к тем влияниям, которые так задерживают и искажают нормальное развитие личности.
Бесправное, оно подрывает доверие к праву; темное и ложное
в своей основе, оно гонит прочь всякий луч истины; бессмысленное и капризное, оно убивает здравый
смысл и всякую способость к разумной, целесообразной деятельности; грубое и гнетущее, оно разрушает все связи любви и доверенности, уничтожает даже доверие к самому себе и отучает от честной, открытой деятельности.
Во-первых, о ней до сих пор не было говорено ничего серьезного; во-вторых, краткие заметки, какие делались о ней мимоходом, постоянно обнаруживали какое-то странное понимание
смысла пьесы; в-третьих, сама по себе комедия эта принадлежит к наиболее ярким и выдержанным произведениям Островского; в-четвертых, не будучи играна на сцене, она менее популярна
в публике, нежели другие его пьесы…
В отношениях Самсона Силыча Вольтова ко всем, его окружающим, мы видели, что самодурство это — бессильно и дряхло само по себе, что
в нем нет никакого нравственного могущества, но влияние его ужасно тем, что, будучи само бессмысленно И бесправно, оно искажает здравый
смысл и понятие о праве во всех, входящих с ним
в соприкосновение.
В этих образах поэт может, даже неприметно для самого себя, уловить и выразить их внутренний
смысл гораздо прежде, нежели определит его рассудком.
Иногда художник может и вовсе не дойти до
смысла того, что он сам же изображает, но критика и существует затем, чтобы разъяснить
смысл, скрытый
в созданиях художника, и, разбирая представленные поэтом изображения, она вовсе не уполномочена привязываться к теоретическим его воззрениям.
В первой части «Мертвых душ» есть места, по духу своему близко подходящие к «Переписке», но «Мертвые души» от этого не теряли своего общего
смысла, столь противоположного теоретическим воззрениям Гоголя.
Критика должна сказать: «Вот лица и явления, выводимые автором; вот сюжет пьесы; а вот
смысл, какой, по нашему мнению, имеют жизненные факты, изображаемые художником, и вот степень их значения
в общественной жизни».
Смысл его тот, что самодурство,
в каких бы умеренных формах ни выражалось,
в какую бы кроткую опеку ни переходило, все-таки ведет, — по малой мере, к обезличению людей, подвергшихся его влиянию; а обезличение совершенно противоположно всякой свободной и разумной деятельности; следовательно, человек обезличенный, под влиянием тяготевшего над ним самодурства, может нехотя, бессознательно совершить какое угодно преступление и погибнуть — просто по глупости и недостатку самобытности.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный
смысл факта не укрылся от него, и
в «Не
в своих санях» мы находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под общим именем самодурных.
А на наш взгляд, подобный человек есть дрянь, кисель, тряпка; он может быть хорошим человеком, но только
в лакейском
смысле этого слова.
Главное дело
в том, чтоб он был добросовестен и не искажал фактов жизни
в пользу своих воззрений: тогда истинный
смысл фактов сам собою выкажется
в произведении, хотя, разумеется, и не с такою яркостью, как
в том случае, когда художнической работе помогает и сила отвлеченной мысли…
Настоящий же
смысл пьесы вот
в чем.
Самодурство, даже
в лице лучших его представителей, подобных Русакову, не признает этого — и за то терпит жестокие поражения от первой случайности, от первой ничтожной интрижки, даже просто шалости, не имеющей определенного
смысла.
Гордей Карпыч Торцов, отец Любови Гордеевны, брат Любима Торцова и хозяин Мити, — есть уже самодур
в полном
смысле.
Но он не видит никакой надобности изменить свои отношения к домашним, дать здравому
смыслу хотя какое-нибудь участие
в своем семейном быте.
В общем
смысле, по-нашему, — что такое чувство законности?
Мы были бы правы
в этом случае по чувству законности,
в его правильном
смысле.
Оттого-то именно
в них нет и чувства справедливости и сознания высшего нравственного добра, а вместо этого есть только чувство законности,
в ее установленном и тесном
смысле.
Когда вдумаешься
в эту историю,
в ней невольно представляется какой-то страшно фантастический
смысл.
Вот почему иногда общий
смысл раскрываемой идеи требовал больших распространений и повторений одного и того же
в разных видах, — чтобы быть понятным и
в то же время уложиться
в фигуральную форму, которую мы должны были взять для нашей статьи, по требованию самого предмета…
Есть законы мудрые, которые хотя человеческое счастие устрояют (таковы, например, законы о повсеместном всех людей продовольствовании), но, по обстоятельствам, не всегда бывают полезны; есть законы немудрые, которые, ничьего счастья не устрояя, по обстоятельствам бывают, однако ж, благопотребны (примеров сему не привожу: сам знаешь!); и есть, наконец, законы средние, не очень мудрые, но и не весьма немудрые, такие, которые, не будучи ни полезными, ни бесполезными, бывают, однако ж, благопотребны
в смысле наилучшего человеческой жизни наполнения.