Неточные совпадения
При последующих произведениях Островского, рядом с упреками за приторность
в прикрашивании той пошлой и бесцветной
действительности, из которой брал он сюжеты для своих комедий, слышались также, с одной стороны, восхваления его за самое это прикрашивание, а с другой — упреки
в том, что он дагерротипически изображает всю грязь жизни.
Мало того — ему сделан был даже упрек
в том, что верному изображению
действительности (т. е. исполнению) он отдается слишком исключительно, не заботясь об идее своих произведений.
То — он слишком рабски передает
действительность, то — неверен ей; то — он очень уж заботится о внешней отделке, то — небрежен
в этой отделке.
То он выходил, по этим критикам, квасным патриотом, обскурантом, то прямым продолжателем Гоголя
в лучшем его периоде; то славянофилом, то западником; то создателем народного театра, то гостинодворским Коцебу, то писателем с новым особенным миросозерцанием, то человеком, нимало не осмысливающим
действительности, которая им копируется.
Но человек с более живой восприимчивостью, «художническая натура», сильно поражается самым первым фактом известного рода, представившимся ему
в окружающей
действительности.
Но тут обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся
в его сознании, дает ему возможность тотчас же составить из них общее понятие и, таким образом, немедленно перенести новый факт из живой
действительности в отвлеченную сферу рассудка.
Тогда
действительность отражается
в произведении ярче и живее, и оно легче может привести рассуждающего человека к правильным выводам и, следовательно, иметь более значения для жизни.
Он, без сомнения, сочувствовал тем прекрасным вещам, которые говорит Жадов; но
в то же время он умел почувствовать, что заставить Жадова делать все эти прекрасные вещи — значило бы исказить настоящую русскую
действительность.
Все предыдущее изложение привело нас до сих пор к признанию того, что верность
действительности, жизненная правда — постоянно соблюдаются
в произведениях Островского и стоят на первом плане, впереди всяких задач и задних мыслей.
Для того чтобы сказать что-нибудь определенное о таланте Островского, нельзя, стало быть, ограничиться общим выводом, что он верно изображает
действительность; нужно еще показать, как обширна сфера, подлежащая его наблюдениям, до какой степени важны те стороны фактов, которые его занимают, и как глубоко проникает он
в них.
Не сравнивая значения Островского с значением Гоголя
в истории нашего развития, мы заметим, однако, что
в комедиях Островского, под влиянием каких бы теорий они ни писались, всегда можно найти, черты глубоко верные и яркие, доказывающие, что сознание жизненной правды никогда не покидало художника и не допускало его искажать
действительность в угоду теории.
Он мог брать для своих изображений не те жизненные факты,
в которых известная идея отражаемся наилучшим образом, мог давать им произвольную связь, толковать их не совсем верно; но если художническое чутье не изменило ему, если правда
в произведении сохранена, — критика обязана воспользоваться им для объяснения
действительности, равно как и для характеристики таланта писателя, но вовсе не для брани его за мысли, которых он, может быть, еще и не имел.
Лонгрен, называя девочке имена снастей, парусов, предметов морского обихода, постепенно увлекался, переходя от объяснений к различным эпизодам, в которых играли роль то брашпиль, то рулевое колесо, то мачта или какой-нибудь тип лодки и т. п., а от отдельных иллюстраций этих переходил к широким картинам морских скитаний, вплетая суеверия
в действительность, а действительность — в образы своей фантазии.
Но ведь вот что при этом, добрейший Родион Романович, наблюдать следует: ведь общего-то случая-с, того самого, на который все юридические формы и правила примерены и с которого они рассчитаны и в книжки записаны, вовсе не существует-с, по тому самому, что всякое дело, всякое, хоть, например, преступление, как только оно случится
в действительности, тотчас же и обращается в совершенно частный случай-с; да иногда ведь в какой: так-таки ни на что прежнее не похожий-с.
Неточные совпадения
При первом столкновении с этой
действительностью человек не может вытерпеть боли, которою она поражает его; он стонет, простирает руки, жалуется, клянет, но
в то же время еще надеется, что злодейство, быть может, пройдет мимо.
Прежде, если бы Левину сказали, что Кити умерла, и что он умер с нею вместе, и что у них дети ангелы, и что Бог тут пред ними, — он ничему бы не удивился; но теперь, вернувшись
в мир
действительности, он делал большие усилия мысли, чтобы понять, что она жива, здорова и что так отчаянно визжавшее существо есть сын его.
— Да, но
в ней нет этой
действительности, как во мне; я понимаю, что он меня никогда бы не полюбил. Она вся духовная…
— Пожалуйста, не трогай и не учи меня! — сказал Левин, раздосадованный этим вмешательством кучера. Точно так же, как и всегда, вмешательство привело бы его
в досаду, и тотчас же с грустью почувствовал, как ошибочно было его предположение о том, чтобы душевное настроение могло тотчас же изменить его
в соприкосновении с
действительностью.
Но
в ту же минуту, вернувшись к своему настроению, он с радостью почувствовал, что что-то новое и важное произошло
в нем.
Действительность только на время застилала то душевное спокойствие, которое он нашел; но оно было цело
в нем.