Цитаты со словом «натуры»
Но человек с более живой восприимчивостью, «художническая
натура», сильно поражается самым первым фактом известного рода, представившимся ему в окружающей действительности.
Но художник, руководимый правильными началами в своих общих понятиях, имеет все-таки ту выгоду пред неразвитым или ложно развитым писателем, что может свободнее предаваться внушениям своей художнической
натуры.
Напротив, когда общие понятия художника правильны и вполне гармонируют с его
натурой, тогда эта гармония и единство отражаются и в произведении.
Так точно за лицо Петра Ильича в «Не так живи, как хочется» автора упрекали, что он не придал этому лицу той широты
натуры, того могучего размаха, какой, дескать, свойствен русскому человеку, особенно в разгуле.
Но художническое чутье автора дало ему понять, что его Петр, приходящий в себя от колокольного звона, не есть представитель широкой русской
натуры, забубённой головы, а довольно мелкий трактирный гуляка.
Занявшись изображением честного чиновника, и Островский не везде преодолел эту трудность; но все-таки в его комедии
натура человеческая много раз сказывается из-за громких фраз Жадова.
И в этом уменье подмечать
натуру, проникать в глубь души человека, уловлять его чувства, независимо от изображения его внешних, официальных отношений, — в этом мы признаем одно из главных и лучших свойств таланта Островского.
Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличать
натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по содержанию, но внешнею, официальною стороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону.
Но есть и живучие
натуры: те глубоко внутри себя собирают яд своего недовольства, чтобы при случае выпустить его, а между тем неслышно ползут подобно змее, съеживаются, извиваются и перевертываются ужом и жабою…
В их
натуре вовсе нет злости, нет и вероломства; но им нужно как-нибудь выплыть, выбиться из гнилого болота, в которое погружены они сильными самодурами; они знают, что выбраться на свежий воздух, которым так свободно дышат эти самодуры, можно с помощью обмана и денег; и вот они принимаются хитрить, льстить, надувать, начинают и по мелочи, и большими кушами, но всегда тайком и рывком, закладывать в свой карман чужое добро.
Оттого, что всякое преступление есть не следствие
натуры человека, а следствие ненормального отношения, в какое он поставлен к обществу.
И чем эта ненормальность сильнее, тем чаще совершаются преступления даже
натурами порядочными, тем менее обдуманности и систематичности и более случайности, почти бессознательности, в преступлении.
Вы видите, что решение Большова очень добродушно и вовсе не обнаруживает сильной злодейской
натуры: он хочет кое-что, по силе возможности, вытянуть из кредиторов в тех видах, что у него дочь невеста, да и самому ему покой нужен…
Хлопоты эти очень смущают его: они вовсе не в его
натуре.
А между тем его теперешнее положение, да и самая
натура его, не сломившаяся окончательно под гнетом, а сохранившая в себе дух противоречия, требует теперь самобытности, которая и выражается в упрямстве и произволе.
Подумаешь, что это взрыв сильной
натуры, что уж это такая непреклонная воля…
В Лире действительно сильная
натура, и общее раболепство пред ним только развивает ее односторонним образом — не на великие дела любви и общей пользы, а единственно на удовлетворение собственных, личных прихотей.
Где следы той душевной борьбы, которая бы очистила и просветлила заросшую тиной самодурства
натуру Большова?
Нет этих следов, да и не с тем писана комедия, чтобы указать их; последний акт ее мы считаем только последним мастерским штрихом, окончательно рисующим для нас
натуру Большова, которая была остановлена в своем естественном росте враждебными подавляющими обстоятельствами и осталась равно бессильною и ничтожною как при обстоятельствах, благоприятствовавших широкой и самобытной деятельности, так и в напасти, опять ее скрутившей.
Не явно ли здесь комическое бессилие этой
натуры, не могущей ни решиться на смелый шаг, ни выдержать продолжительной борьбы?
Как сильно выражается в этом решительная бессмысленность и нравственное ничтожество этой
натуры, которая в начале пьесы могла еще кому-нибудь показаться сильною, судя по тому страху, какой она внушает всем окружающим!..
Это самое уменье видим мы и в обработке характера Большова и находим, что результатом психических наблюдений автора оказалось чрезвычайно гуманное воззрение на самые, по-видимому, мрачные явления жизни и глубокое чувство уважения к нравственному достоинству человеческой
натуры, — чувство, которое сообщает он и своим читателям.
Самсон Силыч — вовсе не порождение ада, а просто грубое животное, в котором смолоду заглушены все симпатические стороны
натуры и не развиты никакие нравственные понятия.
Он гадок для нас именно тем, что в нем видно почти полное отсутствие человеческих элементов; и в то же время он пошл и смешон искажением и тех зачатков человечности, какие были в его
натуре.
Но эта самая гадость и пошлость, представленная следствием неразвитости
натуры, указывает нам необходимость правильного, свободного развития и восстановляет пред нами достоинство человеческой природы, убеждая нас, что низости и преступления не лежат в природе человека и не могут быть уделом естественного развития.
В поступке Подхалюзина могут видеть некоторые тоже широту русской
натуры: «Вот, дескать, какой — коли убрать и из чужого добра, так уж забирай больше, бери не три четверти, а девять десятых»…
На Липочке тоже видна печать домашнего деспотизма: только при нем образуются эти черствые, бездушные
натуры, эти холодные, отталкивающие отношения к родным; только при нем возможно такое совершенное отсутствие всякого нравственного смысла, какое замечается у Липочки.
Но автор комедии вводит нас в самый домашний быт этих людей, раскрывает перед нами их душу, передает их логику, их взгляд на вещи, и мы невольно убеждаемся, что тут нет ни злодеев, ни извергов, а всё люди очень обыкновенные, как все люди, и что преступления, поразившие нас, суть вовсе не следствия исключительных
натур, по своей сущности наклонных к злодейству, а просто неизбежные результаты тех обстоятельств, посреди которых начинается и проходит жизнь людей, обвиняемых нами.
Следствием такого убеждения является в нас уважение к человеческой
натуре и личности вообще, смех и презрение в отношении к тем уродливым личностям, которые действуют в комедии и в официальном смысле внушают ужас и омерзение, и наконец — глубокая, непримиримая ненависть к тем влияниям, которые так задерживают и искажают нормальное развитие личности.
Мы видели, что Большов вовсе не сильная
натура, что он не способен к продолжительной борьбе, да и вообще не любит хлопот; видели мы также, что Подхалюзин — человек сметливый и вовсе не привязанный к своему хозяину; видели, что и все домашние не очень-то расположены к Самсону Силычу, кроме разве жены его, совершенно ничтожной и глупой старухи.
Кроме того, она требовала более подробного рассмотрения и потому, что в ней изображаются подвижные плутовские
натуры, развившиеся под гнетом самодурства.
А именно,
натуры последнего разряда, сдавленные, убитые, потерявшие всякую энергию и подвижность, — представляются нам, главным образом, в последующих комедиях Острорского, к которым мы должны теперь обратиться.
Мы видели, что под влиянием самодурных отношений развивается плутовство и пронырливость, глохнут все гуманные стремления даже хорошей
натуры и развивается узкий, исключительный эгоизм и враждебное расположение к ближним.
Нужно иметь гениально светлую голову, младенчески непорочное сердце и титанически могучую волю, чтобы иметь решимость выступить на практическую, действительную борьбу с окружающей средою, нелепость которой способствует только развитию эгоистических чувств и вероломных стремлений во всякой живой и деятельной
натуре.
Но, с другой стороны, как
натура живая и деятельная, и Подхалюзин задает себе некоторые жизненные вопросы и задачи.
Высшие нравственные правила, для всех равно обязательные, существуют для него только в нескольких прекрасных речениях и заповедях, никогда не применяемых к жизни; симпатическая сторона
натуры в нем не развита; понятия, выработанные наукою, об общественной солидарности и о равновесии прав и обязанностей, — ему недоступны.
Тяжело проследить подобную карьеру; горько видеть такое искажение человеческой природы. Кажется, ничего не может быть хуже того дикого, неестественного развития, которое совершается в
натурах, подобных Подхалюзину, вследствие тяготения над ними самодурства. Но в последующих комедиях Островского нам представляется новая сторона того же влияния, по своей мрачности и безобразию едва ли уступающая той, которая была нами указана в прошедшей статье.
Эта новая сторона является нам в
натурах подавленных, безответных.
Такие
натуры представляются нам почти в каждой из комедий Островского, с большею или меньшею ясностью очертаний.
Даже в «Своих людях» Аграфена Кондратьевна принадлежит к таким
натурам; но здесь она не играет видной роли.
Чтобы видеть проявление безответной, забитой
натуры в разных положениях и обстоятельствах, мы проследим теперь последующие за «Своими людьми» комедии Островского из купеческого быта, начавши с комедии «Не в свои сани не садись».
В Большове мы видели дрянную
натуру, подвергшуюся влиянию этого быта; в Русакове нам представляется: а вот какими выходят при нем даже честные и мягкие натуры!..
Но этим и ограничивается то, что мог он сохранить из добрых качеств своей
натуры; далее начинаются приобретения самодурства.
Это значит — доброта безразличная, безответная, именно такая, какая в мягких
натурах вырабатывается под гнетом семейного деспотизма и какая всего более нравится самодурам.
Зато и выработалась же добрая
натура Авдотьи Максимовны под влиянием этого кроткого самодурства!
Но Авдотья Максимовна, твердя о том, что отец ее любит, знает, однако же, какого рода сцена может быть следствием подобной откровенности с отцом, и ее добрая, забитая
натура заранее трепещет и страдает.
Если эти черты не так ярки, чтобы бросаться в глаза каждому, если впечатление пьесы раздвояется, — это доказывает только (как мы уже замечали в первой статье), что общие теоретические убеждения автора, при создании пьесы, не находились в совершенной гармонии с тем, что выработала его художническая
натура из впечатлений действительной жизни.
По
натуре своей он добр и честен, его мысли и дела направлены ко благу, оттого в семье его мы не видим тех ужасов угнетения, какие встречаем в других самодурных семействах, изображенных самим же Островским.
Из анализа характера и отношений Русакова мы вывели эту истину в приложении к тому случаю, когда порядочная
натура находится в положении самодура и отуманивается своими правами.
«Бедность не порок» нам очень ясно представляет, как честная, но слабая
натура глохнет и погибает под бессмыслием самодурства.
Цитаты из русской классики со словом «натуры»
Ассоциации к слову «натура»
Синонимы к слову «натура»
Предложения со словом «натура»
- Творческая натура подчиняется собственным законам и внутренней нравственности, более мощным и действенным, нежели предписанные извне.
- Ежедневные занятия спортом и чётко разграниченная жизнь в коллеже стали второй натурой юноши и ключом к его поистине феноменальной работоспособности.
- При этом негативные свойства натуры человека на какой-то период многократно усиливаются в своём проявлении в его мыслях, чувствах и поведении.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «натура»
Афоризмы русских писателей со словом «натура»
- Есть натуры решительно всем довольные и ко всему привыкающие…
- В человеческой натуре есть две противные склонности: одна влечет сердце наше всегда к новым предметам, а другая привязывает нас к старым; одну — называют непостоянством, любовию к новостям, а другую — привычкою.
- Бывают, конечно, и такие счастливые натуры, что до глубокой старости сохраняют способность с удивительной легкостью перелетать с цветка на цветок.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно