Цитаты со словом «корабль»
Область
поиска
«Первые годы царствования Петра Великого» (Добролюбов Н. А., 1858)по всей классике
Он сказал, что при
кораблях для езды и возки.
Несмотря на то, он успел потом выпросить у Петра исключительную привилегию завести в Архангельске, в свою пользу, верфь для купеческих
кораблей, а в Москве — фабрику парусных полотен для поставки их в казну.
Он был простой матрос и имел звание «товарища корабельного пушкаря» на
корабле «Орел», строившемся при Алексее Михайловиче.
Вспомним, что и такого человека, как Тиммерман, с трудом могли отыскать для Петра; вспомним, что первый учитель Петра, Зотов, избранный к нему из подьячих, вероятно, как лучший человек, едва мог научить его грамоте и не мог приучить к орфографии, какая тогда была принята; примем в соображение, что и Карштен Брант был выписан в Россию при Алексее Михайловиче для участия в постройке
корабля как для такого дела, к которому способных людей у нас в то время не находилось.
«Я более всего люблю плавать по морям, спускать фейерверки, строить
корабли», — сказал он и дал принцессе пощупать свои руки, загрубевшие от работы (Устрялов, том III, стр. 58).
Несколько более общее значение получает она с тех пор, как Петр съездил (уже в 1693 году) в Архангельск и посмотрел голландские и гамбургские
корабли.
В августе прибыли они сюда из Москвы, и 14 августа был обед на адмиральском
корабле с церемониею.
Через неделю потом праздновали спуск
корабля, и тут уже начались непрерывные пиршества.
Здесь прожил он до половины сентября, поджидая прихода иноземных
кораблей, плавая в Белом море и знакомясь с иноземцами, жившими в Архангельске.
Посещал он также и архиепископа архангельского Афанасия, с которым, по свидетельству «Двинских записок», рассуждал также «о плавании по морям и рекам,
кораблями и другими судами, со многим искусством».
«Сначала пригласил к себе Петра на обед со всею компаниею капитан английского
корабля, причем, по словам Гордона, не щадили ни вина, ни пороха.
Через несколько дней потом праздновали спуск нового
корабля; тут угощал всех веселым и продолжительным пиром вице-адмирал Бутурлин.
«Торжество было неописанное; вся компания собралась на
корабль и веселилась на нем долго».
На спуск
корабля призвал он из Москвы мать и жену; смотреть на корабли отправился он в Архангельск.
Петр не внимал мольбам скорбящей матери, непременно хотел дождаться
кораблей и отвечал ей успокоениями вроде следующего: «О едином милости прошу: чего для изволишь печалиться обо мне?
Так, в 1694 году в Архангельске, получивши от Виниуса известие о том, что в Москве много было пожаров в отсутствие царя, Петр ответное письмо свое начинает известием о новом
корабле, который спущен и «Марсовым ладаном окурен; в том же курении и Бахус припочтен был довольно».
— Не довольствуется вами, на суше пребывающими, но и здесь, на Нептунусову державу дерзнул, и едва не все суда, в Кончукорье лежащие, к ярмонке с товары все пожег; обаче чрез наши труды весьма разорен…» Шутливый тон письма показывает, что, под влиянием радостного впечатления от спуска
корабля, Петр вовсе не принял к сердцу известия о московских пожарах.
Но и этого мало: предаваясь своей страсти к
кораблям, Петр готов был пожертвовать для нее даже серьезными политическими интересами…
Так, в начале 1692 года он, с 16-ю учениками своими, отправился в Переяславль и, заложивши там
корабль, не хотел возвратиться в Москву даже для торжественного приема персидского посланника.
Петр поехал в Москву, но через два дня после приема посла опять ускакал к своим
кораблям (Устрялов, том II, стр. 142).
Сам Петр нигде ни одного намека не делает на то, чтобы он уже имел в виду государственные цели, упражняясь в строении
кораблей, изготовлении фейерверков и учреждении примерных битв.
После того, насмотревшись на голландские и английские
корабли, Петр, по собственным словам его, всю мысль свою уклонил для строения флота, и «когда за обиды татарские учинилась осада Азова, и потом оный счистливо взят, по неизменному своему желанию не стерпел долго думать о том, — скоро за дело принялся» (Устрялов, том II, приложение I, стр. 400).
Ясно, что первая мысль о флоте мелькнула у Петра только при виде иностранных
кораблей в Белом море, то есть в сентябре 1693 года.
«По возвращении от невзятия Азова, — пишет он, — с консилии генералов указано мне к будущей войне делать галеи, для чего удобно мню быть шхиптиммерманам (корабельным плотникам) всем от вас сюды: понеже они сие зимнее время туне будут препровождать, а здесь тем временем великую пользу к войне учинить; а корм и за труды заплата будет довольная, и ко времени отшествия
кораблей (то есть ко времени открытия навигации в Архангельске) возвращены будут без задержания, и тем их обнадежь, и подводы дай, и на дорогу корм».
Г-н Устрялов свидетельствует, что и в это время Петр «еще не думал о постройке фрегатов и линейных
кораблей, вопреки рассказам позднейших историков.
Впоследствии мы видим, что при переговорах с турками Петр очень добивался дозволения русским
кораблям свободного плавания по Черному морю.
Через месяц потом (в начале ноября) решено было Петром устройство кумпанств для изготовления
кораблей к апрелю 1698 года.
Вот эти слова, писанные в рукописи не самим Петром, но его рукою поправленные и дополненные: «Дабы то (то есть строение
кораблей) вечно утвердилось в России, умыслил искусство дела того ввесть в народ свой и того ради многое число людей благородных послал в Голландию и иные государства учиться архитектуры и управления корабельного.
И что дивнейше, — аки бы устыдился монарх остаться от подданных своих в оном искусстве и сам восприял марш в Голландию, и в Амстердаме на Ост-Индской верфи, вдав себя с прочими волонтерами своими в научение корабельной архитектуры, в краткое время в оном совершился, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерством новый
корабль построил и на воду спустил» (Устрялов, том II, стр. 400).
Он просто «не стерпел долго думать» и ждать, пока посланные им люди воротятся из-за границы с новыми сведениями и поведут как следует дело строения
кораблей.
Окольничий Протасьев отвечал на это, между прочим, следующим известием, выражающим довольно ясно его наивное изумление при получении неожиданного приказа Петра: «А я заложил было в недавнем времени казенный
корабль тем же голландским размером, и ныне, слыша о такой их глупости, что они, голландцы, в размере силы не знают, велел им то судно покинуть до приезда от вашей милости мастеров» (Устрялов, том III, стр. 91).
Итак, если мы представим себе даже только то, что Петр работал в Голландии, воодушевляемый идеею выучиться здесь строению
кораблей для создания могущественного флота, то и тогда время, проведенное им на амстердамской верфи, надобно будет считать почти потерянным.
Нужду во флоте чувствовал и Алексей Михайлович, построивший даже и
корабль при помощи иностранных мастеров.
Так, Алексей Михайлович перестал думать о флоте, когда сожжен был Разиным первый
корабль, им построенный.
В ноябре 1696 года Петр приказал, чтобы владельцы и вотчинники, духовные с 8000 крестьянских дворов, а светские — с 10 000, выстроили по
кораблю к апрелю 1698 года, а люди торговые, все вместе, к тому же сроку, чтобы изготовили 12 бомбардирских судов.
И поспели
корабли через 16 месяцев…
Через год Петр нашел, что мало выйдет, если выстроится по
кораблю с каждого кумпанства; вышел указ, чтобы выстроили еще по кораблю с каждых двух кумпанств.
Цитаты из русской классики со словом «корабль»
Но не знать петербургскому жителю, что такое палуба, мачта, реи, трюм, трап, где корма, где нос, главные части и принадлежности
корабля, — не совсем позволительно, когда под боком стоит флот.
В сопровождении боцмана Грэй осмотрел
корабль, велел подтянуть ванты, ослабить штуртрос [Штуртрос — цепной, из троса или комбинированный, привод от рулевого колеса к румпелю.], почистить клюзы, переменить кливер [Кливер — косой парус впереди фок-мачты.], просмолить палубу, вычистить компас, открыть, проветрить и вымести трюм. Но дело не развлекало Грэя. Полный тревожного внимания к тоскливости дня, он прожил его раздражительно и печально: его как бы позвал кто-то, но он забыл, кто и куда.
Вода, небо, сверкающий вдали на солнце город, синие леса, окаймляющие берега залива, верхушки мачт на кронштадтском рейде, десятки пролетавших мимо меня пароходов и скользивших парусных
кораблей и лайб — все показалось мне в новом свете.
Если бы был под рукою Мефистофель, он приказал бы ему потопить
корабль с грузом шоколада.
Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него — как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего
корабля — всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство.
Ассоциации к слову «корабль»
Синонимы к слову «корабль»
Предложения со словом «корабль»
- Наверное, когда открылся люк, верёвки выскользнули, и космический корабль больше не тянул нас за собой, ведь концы верёвки свободно болтались в воздухе.
- Землеройки копошились в астероидных поясах, не опасаясь нападения, – в системе имелся приличный флот военных кораблей двух соседних государств.
- К тому же, самый шикарный вид на первый космический боевой корабль открывался именно из атриума.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «корабль»
Значение слова «корабль»
КОРА́БЛЬ, -я́, м. 1. Крупное морское судно, а также военно-морское судно любого класса. Линейный корабль. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КОРАБЛЬ
Афоризмы русских писателей со словом «корабль»
- Жизнь — как море она — всегда исполнена бури.
Зорко смотри, человек: буря бросает корабль.
- Писатель в России, в отличие от других стран, занимает всегда особое место. К нему относятся с большим уважением, но и требуют от него многого. Он там вроде как священник, и доктор, и даже капитан. То есть в случае чего с корабля он должен сходить одним из последних.
- Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи,
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состояньи.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно