Физиология непрерывным рядом Исследований и открытий последнего времени довольно ясно уже показала несомненную связь нравственной жизни человека с устройством и
развитием мозга, и очень жаль, что наша образованная публика доселе так мало интересуется результатами, добытыми с помощию естественных наук.
«Внешние впечатления, говорит Бок (стр. 506), не производят в младенце ощущений или боли, потому что орган ощущения и сознания, то есть мозг, ещё неспособен к деятельности. Крик дитяти происходит без всякого сознания, вследствие того, что раздражённые чувствительные нервы действуют на нервы органа голоса. Только впоследствии, с
развитием мозга, появляется сознание и ощущения».
Несколько данных, приведённых нами, могут, кажется, дать некоторое понятие о связи нервных и мозговых отправлений с умственной деятельностью человека. Несомненные факты ясно показывают нам, что для правильного хода и обнаружения нашей мысли необходимо вам иметь мозг здоровый и Правильно развитый. Следовательно, если мы хотим, чтобы умственная сторона существа нашего развивалась, то не должны оставлять без внимания И физического
развития мозга.
Здоровое же состояние и нормальное
развитие мозга отражается и на чувствованиях и желаниях наших сильнее и скорее, Нежели всяческие нравоучительные сентенции и патетические тирады, которые мы заучиваем наизусть, большею частию, без всякого толку.
Неточные совпадения
Точно также ненормально и
развитие того организма, в котором усиленной деятельностью мускулов ограничивается и заглушается
развитие нервной системы и особенно
мозга.
Это последнее обстоятельство особенно часто опускается из виду, и потому у нас вовсе не заботятся о том, чтобы дать правильное
развитие деятельности
мозга при воспитании.
Так, у новорождённых детей жира в
мозгу сравнительно меньше, чем у взрослых; вообще, детский
мозг жиже, мягче, более содержит в себе белого вещества
мозга, чем серого, которое увеличивается уже впоследствии, вместе с
развитием умственных способностей.
О том, как различается череп негров и других низших племён человечества — от черепа народов образованных, мы полагаем излишним распространяться. Кому не известно странное
развитие верхней части черепа у этих племён, доходящее до того, что у некоторых, напр., у новоголландцев, почти вовсе нет верхних частей
мозга? И кому, вместе с тем, неизвестно, что в отношении к
развитию умственных способностей эти племена стоят несравненно ниже народов кавказского племени?
Тем не менее дознано уже достоверно, что, кроме охранения
мозга от повреждений, для его
развития необходимы два главные условия: здоровое питание и правильное упражнение.
Но читателю может ещё представляться вопрос: «что же нужно делать для нравственного
развития, на которое
мозг должен иметь влияние не прямое, а посредственное?» На этот счёт мы привели уже мимоходом несколько заметок доктора Бока; но здесь можем, прибавить и ещё несколько соображений. Они очень нехитры, и потому не будут продолжительны.
Таким образом все, дурные и хорошие, чувства и страсти каши находятся в полной зависимости от степени
развития и от здоровья или нездоровая
мозга.
Неточные совпадения
Хороший, здоровый
мозг,
развитие и свободное проявление которого тесно ограничено догмами и нормами классовых интересов буржуазии.
Ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу. А кто знает, как рано начинается
развитие умственного зерна в детском
мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?
— Да, очень, — отвечал доктор. — Сильнейшее воспаление в легких; перипневмония в полном
развитии, может быть, и
мозг поражен, а субъект молодой. Его же силы теперь против него направлены. Поздно послали, а впрочем, мы все сделаем, что требует наука.
Однако ж представьте себе такое положение: человек с малолетства привык думать, что главная цель общества —
развитие и самосовершенствование, и вдруг кругом него точно сбесились все, только о бараньем роге и толкуют! Ведь это даже подло. Возражают на это: вам-то какое дело? Вы идите своей дорогой, коли не чувствуете за собой вины! Как какое дело? да ведь мой слух посрамляется! Ведь
мозги мои страдают от этих пакостных слов! да и учителя в"казенном заведении"недаром же заставляли меня твердить:
Средств я нашел мало, но средства есть. При дальнейшем
развитии органической химии, при благодетельной помощи натуры можно будет выделывать и поправлять вещество
мозга.