Через несколько дней из округа пришла телеграмма: немедленно устранить Кранца от преподавания.
В большую перемену немец вышел из гимназии, чтобы более туда не возвращаться. Зеленый и злой, он быстро шел по улице, не глядя по
сторонам, весь поглощенный злобными мыслями, а за ним шла гурьба
учеников, точно стая собачонок за затравленным, но все еще опасным волком.
Он тогда стоял на палубе по одну
сторону сходни, а по другую стоял юнга,
ученик мореходных классов, тонкий, ловкий и стройный
в своей матросской курточке мальчишка, подвижной, как молодая обезьянка.
Церковные учители признают нагорную проповедь с заповедью о непротивлении злу насилием божественным откровением и потому, если они уже раз нашли нужным писать о моей книге, то, казалось бы, им необходимо было прежде всего ответить на этот главный пункт обвинения и прямо высказать, признают или не признают они обязательным для христианина учение нагорной проповеди и заповедь о непротивлении злу насилием, и отвечать не так, как это обыкновенно делается, т. е. сказать, что хотя, с одной
стороны, нельзя собственно отрицать, но, с другой
стороны, опять-таки нельзя утверждать, тем более, что и т. д., а ответить так же, как поставлен вопрос
в моей книге: действительно ли Христос требовал от своих
учеников исполнения того, чему он учил
в нагорной проповеди, и потому может или не может христианин, оставаясь христианином, идти
в суд, участвуя
в нем, осуждая людей или ища
в нем защиты силой, может или не может христианин, оставаясь христианином, участвовать
в управлении, употребляя насилие против своих ближних и самый главный, всем предстоящий теперь с общей воинской повинностью, вопрос — может или не может христианин, оставаясь христианином, противно прямому указанию Христа обещаться
в будущих поступках, прямо противных учению, и, участвуя
в военной службе, готовиться к убийству людей или совершать их?
Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия
в Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на
сторону родственников Иисуса и тех его
учеников, которые победу над Иерусалимом считали необходимою для полного торжества дела.
В одном иудейском селении, которое он настолько не хвалил, что даже советовал обойти его
стороною, Христа приняли очень враждебно, а после проповеди его и обличения лицемеров пришли
в ярость и хотели побить камнями его и
учеников.