Неточные совпадения
Восток, как это известно, является частью преобладания начал эмоциональных, чувственных над началами интеллекта,
разума: он предпочитает исследованию — умозрение, научной гипотезе — метафизический догмат. Европеец — вождь и хозяин своей мысли; человек Востока — раб и слуга своей фантазии. Этот древний человек был творцом большинства религий, основоположником наиболее мрачной метафизики; он чувствует, но не изучает, и его
способность объединять свой опыт в научные формы — сравнительно ничтожна.
Нет, я слишком глубоко верю в силы
разума, исследования, деяния, для Того чтобы считать временное — вечным. Семиты — тоже люди Востока, но кто станет отрицать их огромную роль в деле строительства европейской культуры, кто усомнится в их великой
способности к творчеству, в их любви к деянию?
Неточные совпадения
Философские споры его состояли в том, что он отвергал возможность
разумом дойти до истины; он
разуму давал одну формальную
способность —
способность развивать зародыши, или зерна, иначе получаемые, относительно готовые (то есть даваемые откровением, получаемые верой).
«Словом
разум следует обозначать
способность ставить и осуществлять высшие, т. е. мировые цели.
— Потому что, — продолжал Неведомов тем же спокойным тоном, — может быть, я, в этом случае, и не прав, — но мне всякий позитивный, реальный, материальный, как хотите назовите, философ уже не по душе, и мне кажется, что все они чрезвычайно односторонни: они думают, что у человека одна только познавательная
способность и есть — это
разум.
Я очень хорошо понимаю, что
разум есть одна из важнейших
способностей души и что, действительно, для него есть предел, до которого он может дойти; но вот тут-то, где он останавливается, и начинает, как я думаю, работать другая
способность нашей души — это фантазия, которая произвела и искусства все и все религии и которая, я убежден, играла большую роль в признании вероятности существования Америки и подсказала многое к открытию солнечной системы.
Они всю жизнь свою не теряли
способности освещаться присутствием
разума; в них же близкие люди видали и блеск радостного восторга, и туманы скорби, и слезы умиления; в них же сверкал порою и огонь негодования, и они бросали искры гнева — гнева не суетного, не сварливого, не мелкого, а гнева большого человека.