В организациях материального производства отраслей машиностроения, станкостроения, судостроения, кораблестроения, авиационной техники, средств вооружения и другой технически сложной наукоемкой продукции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в структуре управленческой деятельности занимают настолько значительный вес по сравнению собственно с организационно-технологическим управлением производственными процессами, что в подавляющем большинстве такие организации приобретают статус научно-производственных объединений, где научные и конструкторские работы представляют собой отдельное организационно выделенное «производство».
Исторически передача знаний обучающимся существовала как в семейном окружении, так и в цеховом, а также в форме призрения, профессионально и кастово ориентированном варианте, в виде более организационно выделенных форм образовательного сопровождения, кроме того – в виде найма учителей и гувернёров, нянь и других специалистов.