Неточные совпадения
Извозчик бьет кнутом лошаденку. Скользим легко
то по снегу,
то по оголенным мокрым булыгам, благо широкие деревенские полозья без железных подрезов. Они скользят,
а не режут, как у городских санок. Зато на всех косогорах и уклонах горбатой улицы сани раскатываются, тащат за собой набочившуюся лошадь и ударяются широкими отводами о деревянные тумбы. Приходится держаться за спинку, чтобы не вылететь из саней.
— Эту лошадь — завтра в деревню. Вчера на Конной у Илюшина взял за сорок рублей киргизку… Добрая. Четыре года. Износу ей не будет… На
той неделе обоз с рыбой из-за Волги пришел. Ну, барышники у них лошадей укупили,
а с нас вдвое берут. Зато в долг. Каждый понедельник трешку плати. Легко разве? Так все извозчики обзаводятся. Сибиряки привезут товар в Москву и половину лошадей распродадут…
Вдоль Садовой, со стороны Сухаревки, бешено мчатся одна за другой две прекрасные одинаковые рыжие тройки в одинаковых новых коротеньких тележках. На
той и на другой — разудалые ямщики, в шляпенках с павлиньими перьями, с гиканьем и свистом машут кнутами. В каждой тройке по два одинаковых пассажира: слева жандарм в серой шинели,
а справа молодой человек в штатском.
Всем Хитровым рынком заправляли двое городовых — Рудников и Лохматкин. Только их пудовых кулаков действительно боялась «шпана»,
а «деловые ребята» были с обоими представителями власти в дружбе и, вернувшись с каторги или бежав из тюрьмы, первым делом шли к ним на поклон.
Тот и другой знали в лицо всех преступников, приглядевшись к ним за четверть века своей несменяемой службы. Да и никак не скроешься от них: все равно свои донесут, что в такую-то квартиру вернулся такой-то.
—
А за
то, что я тебе не велел ходить ко мне на Хитров. Где хошь пропадай,
а меня не подводи. Тебя ищут… Второй побег. Я не потерплю!..
—
А ведь это Степка Махалкин! За
то и Махалкиным прозвали, что сигать с крыш мастак. Он?
Забирают обходом мелкоту, беспаспортных, нищих и административно высланных. На другой же день их рассортируют: беспаспортных и административных через пересыльную тюрьму отправят в места приписки, в ближайшие уезды,
а они через неделю опять в Москве. Придут этапом в какой-нибудь Зарайск, отметятся в полиции и в
ту же ночь обратно. Нищие и барышники все окажутся москвичами или из подгородных слобод, и на другой день они опять на Хитровке, за своим обычным делом впредь до нового обхода.
Нищенствуя, детям приходилось снимать зимой обувь и отдавать ее караульщику за углом,
а самим босиком метаться по снегу около выходов из трактиров и ресторанов. Приходилось добывать деньги всеми способами, чтобы дома, вернувшись без двугривенного, не быть избитым. Мальчишки, кроме
того, стояли «на стреме», когда взрослые воровали, и в
то же время сами подучивались у взрослых «работе».
Самый благонамеренный элемент Хитровки — это нищие. Многие из них здесь родились и выросли; и если по убожеству своему и никчемности они не сделались ворами и разбойниками,
а так и остались нищими,
то теперь уж ни на что не променяют своего ремесла.
Три года водил за ручку Коську старик по зимам на церковные паперти,
а летом уходил с ним в Сокольники и дальше, в Лосиный остров по грибы и
тем зарабатывал пропитание.
Потом сошелся с карманниками, стал «работать» на Сухаревке и по вагонам конки, но сам в карманы никогда не лазил,
а только был «убегалой»,
то есть ему передавали кошелек,
а он убегал.
После войны 1812 года, как только стали возвращаться в Москву москвичи и начали разыскивать свое разграбленное имущество, генерал-губернатор Растопчин издал приказ, в котором объявил, что «все вещи, откуда бы они взяты ни были, являются неотъемлемой собственностью
того, кто в данный момент ими владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном только месте,
а именно на площади против Сухаревской башни».
До
тех пор сыщиками считались только два пристава — Замайский и Муравьев, имевшие своих помощников из числа воров, которым мирволили в мелких кражах,
а крупные преступления они должны были раскрывать и важных преступников ловить.
Все Смолин знает — не
то, что где было,
а что и когда будет и где…
«Далеко Арапке до тряпки» (в
то время в Петербурге был обер-полицмейстером Трепов,
а в Москве — Арапов).
Колокол льют! Шушукаются по Сухаревке — и тотчас же по всему рынку,
а потом и по городу разнесутся нелепые россказни и вранье. И мало
того, что чужие повторяют,
а каждый сам старается похлеще соврать, и обязательно действующее лицо, время и место действия точно обозначит.
С восьмидесятых годов, когда в Москве начали выходить газеты и запестрели объявлениями колокольных заводов, Сухаревка перестала пускать небылицы, которые в
те времена служили рекламой.
А колоколозаводчик неукоснительно появлялся на Сухаревке и скупал «серебряный звон». За ним очень ухаживали старьевщики, так как он был не из типов, искавших «на грош пятаков».
Пускай потом картина Рафаэля окажется доморощенной мазней,
а колье — бутылочного стекла, покупатель все равно идет опять на Сухаревку в
тех же мечтах и до самой смерти будет искать «на грош пятаков».
Перечислить все, что было в этих залах, невозможно.
А на дворе, кроме
того, большой сарай был завален весь разными редкостями более громоздкими. Тут же вся его библиотека. В отделении первопечатных книг была книга «Учение Фомы Аквинского», напечатанная в 1467 году в Майнце, в типографии Шефера, компаньона изобретателя книгопечатания Гутенберга.
Чиновник уселся на тумбу около башни. Небритый и грязный цирюльник мигнул вихрастому мальчишке,
тот схватил немытую банку из-под мази, отбежал, черпнул из лужи воды и подал. Здесь бритье стоило три копейки,
а стрижка — пять.
А если удастся затащить в лавку, так несчастного заговорят, замучат примеркой и уговорят купить, если не для себя,
то для супруги, для деток или для кучера… Великие мастера были «зазывалы»!
Отдел благоустройства МКХ в 1926 году привел Китайгородскую стену — этот памятник старой Москвы — в
тот вид, в каком она была пятьсот лет назад, служа защитой от набегов врага,
а не
тем, что застали позднейшие поколения.
В
тот день, когда произошла история с дыркой, он подошел ко мне на ипподроме за советом: записывать ли ему свою лошадь на следующий приз, имеет ли она шансы? На подъезде, после окончания бегов, мы случайно еще раз встретились, и он предложил по случаю дождя довезти меня в своем экипаже до дому. Я отказывался, говоря, что еду на Самотеку,
а это ему не по пути, но он уговорил меня и, отпустив кучера, лихо домчал в своем шарабане до Самотеки, где я зашел к моему старому другу художнику Павлику Яковлеву.
Ночь была непроглядная. Нигде ни одного фонаря, так как по думскому календарю в
те ночи, когда должна светить луна, уличного освещения не полагалось,
а эта ночь по календарю считалась лунной.
А тут еще вдобавок туман. Он клубился над кустами, висел на деревьях, казавшихся от этого серыми призраками.
Из последних притонов вербовались «составителями» громилы для совершения преступлений, и сюда никогда не заглядывала полиция,
а если по требованию высшего начальства, главным образом прокуратуры, и делались обходы,
то «хозяйки» заблаговременно знали об этом, и при «внезапных» обходах никогда не находили
того, кого искали…
Специально для этого и держится такая «мельница»,
а кроме
того, в ней в дни, не занятые «деловыми», играет всякая шпана мелкотравчатая и дает верный доход — с банка берут десять процентов.
Тогда содержательницы притонов считались самыми благонамеренными в политическом отношении и пользовались особым попустительством полиции, щедро ими оплачиваемой,
а охранное отделение не считало их «опасными для государственного строя» и даже покровительствовало им вплоть до
того, что содержатели притонов и «мельниц» попадали в охрану при царских проездах.
Послушав венгерский хор в трактире «Крым» на Трубной площади, где встретил шулеров — постоянных посетителей скачек — и кой-кого из знакомых купцов, я пошел по грачевским притонам, не официальным, с красными фонарями,
а по
тем, которые ютятся в подвалах на темных, грязных дворах и в промозглых «фатерах» «Колосовки», или «Безымянки», как ее еще иногда называли.
— И полковница настоящая,
а не
то что какая-нибудь подполковница… Она с самим живет… Заведение на ее имя.
— Унгдюк! Не везет…
А? Каково? Нет, вы послушайте. Ставлю на шестерку куш — дана! На пé. Имею полкуша на пé, очки вперед… Взял. Отгибаюсь — бита.
Тем же кушем иду — бита… Ставлю на смарку — бита! Подряд, подряд!..
— Вдрызг!
А ведь только последнюю бы дали — и я крез! Талию изучил — и вдруг бита!.. Одолжите еще… до первой встречи…
Тот же куш…
А потом и бросил
ту фразу о персидской ромашке… Швырнул в затылок стоявшего на Садовой городового окурок сигары, достал из кармана свежую, закурил и отрекомендовался...
Раз в пьесе, полученной от него, письмо попалось: писал он сам автору, что пьеса поставлена быть не может по независящим обстоятельствам. Конечно, зачем чужую ставить, когда своя есть! Через два дня я эту пьесу перелицевал, через месяц играли ее,
а фарс с найденным письмом отослали автору обратно в
тот же день, когда я возвратил его.
Во всех благоустроенных городах тротуары идут по обе стороны улицы,
а иногда, на особенно людных местах, поперек мостовых для удобства пешеходов делались
то из плитняка,
то из асфальта переходы.
А вот на Большой Дмитровке булыжная мостовая пересечена наискось прекрасным тротуаром из гранитных плит, по которому никогда и никто не переходит, да и переходить незачем: переулков близко нет.
На обедах играл оркестр Степана Рябова,
а пели хоры —
то цыганский,
то венгерский, чаще же русский от «Яра». Последний пользовался особой любовью, и содержательница его, Анна Захаровна, была в почете у гуляющего купечества за
то, что умела потрафлять купцу и знала, кому какую певицу порекомендовать; последняя исполняла всякий приказ хозяйки, потому что контракты отдавали певицу в полное распоряжение содержательницы хора.
Умчались к «Яру» подвыпившие за обедом любители «клубнички», картежники перебирались в игорные залы,
а за «обжорным» столом в ярко освещенной столовой продолжали заседать гурманы, вернувшиеся после отдыха на мягких диванах и креслах гостиной, придумывали и обдумывали разные заковыристые блюда на ужин,
а накрахмаленный повар в белом колпаке делал свои замечания и нередко одним словом разбивал кулинарные фантазии, не считаясь с
тем, что за столом сидела сплоченная компания именитого московского купечества.
А если приглашался какой-нибудь особенно почтенный гость,
то он только молча дивился и своего суждения иметь не мог.
Но однажды за столом завсегдатаев появился такой гость, которому даже повар не мог сделать ни одного замечания,
а только подобострастно записывал
то, что гость говорил.
Ну, вынешь из кармана кошелек, достанешь гривенник, думаешь дать,
а потом мелькнет в голове: ведь я ему жалованье плачу, за что же еще сверх
того давать?
Тот фыркает и закрывается салфеткой. Все недоуменно смотрят,
а Королев серьезно объясняет...
Эти две различные по духу и по виду партии далеко держались друг от друга. У бедноты не было знакомств, им некуда было пойти, да и не в чем. Ютились по углам, по комнаткам,
а собирались погулять в самых дешевых трактирах. Излюбленный трактир был у них неподалеку от училища, в одноэтажном домике на углу Уланского переулка и Сретенского бульвара, или еще трактир «Колокола» на Сретенке, где собирались живописцы, работавшие по церквам. Все жили по-товарищески: у кого заведется рублишко,
тот и угощает.
Тем не менее в «Ляпинке» бывали обыски и нередко арестовывалась молодежь, но жандармы старались это делать, из боязни столкновения, не в самом помещении,
а на улице, — ловили поодиночке.
На «субботах» и «средах» бывала почти одна и
та же публика. На «субботах» пили и ели под звуки бубна,
а на «средах» пили из «кубка Большого орла» под звуки гимна «среды», состоявшего из одной строчки — «Недурно пущено», на музыку «Та-ра-ра-бум-бия».
Каждая «среда» с
той поры имела свой протокол… Крупные имена сверкали в этих протоколах под рисунками, отражавшими быт современности. Кроме художников, писали стихи поэты. М.
А. Лохвицкая, Е.
А. Буланина, В. Я. Брюсов записали на протоколах по нескольку стихотворений.
В это время к нему приехал П. М. Третьяков покупать портрет архимандрита Феофана работы Тропинина. Увидав П. М. Третьякова, антиквар бросился снимать с него шубу и галоши,
а когда они вошли в комнату,
то схватил работавшего над картиной Струнникова и давай его наклонять к полу...
Обед из двух блюд с куском говядины в супе стоил семнадцать копеек,
а без говядины одиннадцать копеек. На второе —
то котлеты,
то каша,
то что-нибудь из картошки,
а иногда полная тарелка клюквенного киселя и стакан молока. Клюква тогда стоила три копейки фунт,
а молоко две копейки стакан.
—
То ли дело нюхануть! И везде можно, и дома воздух не портишь…
А главное, дешево и сердито!
Например, игра в наперсток состоит в
том, чтобы угадать, под каким из трех наперстков лежит хлебный шарик, который шулер на глазах у всех кладет под наперсток,
а на самом деле приклеивает к ногтю — и под наперстком ничего нет…
Они выплывают во время уж очень крупных скандалов и бьют направо и налево,
а в помощь им всегда становятся завсегдатаи — «болдохи», которые дружат с ними, как с нужными людьми, с которыми «дело делают» по сбыту краденого и пользуются у них приютом, когда опасно ночевать в ночлежках или в своих «хазах». Сюда же никакая полиция никогда не заглядывала, разве только городовые из соседней будки, да и
то с самыми благими намерениями — получить бутылку водки.
Был такой перед японской войной толстый штабс-капитан, произведенный лихачами от Страстного сперва в полковника,
а потом лихачами от «Эрмитажа» в «вась-сиясь», хотя на погонах имелись все
те же штабс-капитанские четыре звездочки и одна полоска.