Цитаты со словом «баня»
В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в
бане, огоньков. Это торговки съестными припасами сидят рядами на огромных чугунах или корчагах с «тушенкой», жареной протухлой колбасой, кипящей в железных ящиках над жаровнями, с бульонкой, которую больше называют «собачья радость»…
В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в грибковской мастерской в рубище. Ученики радостно встречали знаменитого художника и вели его прямо в кабинет к С. И. Грибкову. Друзья обнимались, а потом А. К. Саврасова отправляли с кем-нибудь из учеников в
баню к Крымскому мосту, откуда он возвращался подстриженный, одетый в белье и платье Грибкова, и начиналось вытрезвление.
Первым делом они перестроили «Эрмитаж» еще роскошнее, отделали в том же здании шикарные номерные
бани и выстроили новый дом под номера свиданий. «Эрмитаж» увеличился стеклянной галереей и летним садом с отдельным входом, с роскошными отдельными кабинетами, эстрадами и благоуханным цветником…
Были еще актерские номера на Большой Дмитровке, на Петровке, были номера при Китайских
банях, на Неглинном, довольно грязные, а самыми дешевыми были меблирашки «Семеновна» на Сретенском бульваре, где в 1896 году выстроен огромный дом страхового общества «Россия».
Много таких дам в бриллиантах появилось в Кружке после японской войны. Их звали «интендантскими дамами». Они швырялись тысячами рублей, особенно «туровала» одна блондинка, которую все называли «графиней». Она была залита бриллиантами. Как-то скоро она сошла на нет — сперва слиняли бриллианты, а там и сама исчезла. Ее потом встречали на тротуаре около Сандуновских
бань…
Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это
бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань.
В восьмидесятых годах прошлого века всемогущий «хозяин столицы» — военный генерал-губернатор В. А. Долгоруков ездил в Сандуновские
бани, где в шикарном номере семейного отделения ему подавались серебряные тазы и шайки. А ведь в его дворце имелись мраморные ванны, которые в то время были еще редкостью в Москве. Да и не сразу привыкли к ним москвичи, любившие по наследственности и веничком попариться, и отдохнуть в раздевальной, и в своей компании «язык почесать».
Каждое сословие имело свои излюбленные
бани. Богатые и вообще люди со средствами шли в «дворянское» отделение. Рабочие и беднота — в «простонародное» за пятак.
Вода, жар и пар одинаковые, только обстановка иная.
Бани как бани! Мочалка — тринадцать, мыло по одной копейке. Многие из них и теперь стоят, как были, и в тех же домах, как и в конце прошлого века, только публика в них другая, да старых хозяев, содержателей бань, нет, и память о них скоро совсем пропадет, потому что рассказывать о них некому.
В литературе о банном быте Москвы ничего нет. Тогда все это было у всех на глазах, и никого не интересовало писать о том, что все знают: ну кто будет читать о
банях? Только в словаре Даля осталась пословица, очень характерная для многих бань: «Торговые бани других чисто моют, а сами в грязи тонут!»
И по себе сужу: проработал я полвека московским хроникером и бытописателем, а мне и на ум не приходило хоть словом обмолвиться о
банях, хотя я знал немало о них, знал бытовые особенности отдельных бань; встречался там с интереснейшими москвичами всех слоев, которых не раз описывал при другой обстановке. А ведь в Москве было шестьдесят самых разнохарактерных, каждая по-своему, бань, и, кроме того, все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами.
— Вы всей Москве должны!.. В ваших книгах обо всей Москве написали и ни слова не сказали о
банях. А ведь Москва без бань — не Москва! А вы Москву знаете, и грех вам не написать о нас, старых москвичах. Вот мы и просим вас не забыть бань.
Все его деревенские родные и знакомые восхищались, завидовали, слушая его рассказы о хорошей службе, о житье в Москве. Отец, имеющий сына десяти — двенадцати лет, упрашивал довезти его до Москвы к родственникам, в
бани.
В Москве мальчика доставляли к родственникам и землякам, служившим в какой-нибудь
бане. Здесь его сперва стригут, моют, придают ему городской вид.
В два «небанных» дня недели — понедельник и вторник — мальчики мыли бутылки и помогали разливать квас, которым торговали в
банях, а в «банные» дни готовили веники, которых выходило, особенно по субботам и накануне больших праздников, в некоторых банях по три тысячи штук.
В
банях мальчики работали при раздевальнях, помогали и цирюльникам, а также обучались стричь ногти и срезать мозоли.
В Сандуновские
бани приходил мыться владелец пассажа миллионер Солодовников, который никогда не спрашивал — сколько, а молча совал двугривенный, из которого банщику доставался только гривенник.
Кроме того, на обязанности парильщика лежала еще топка и уборка горячей
бани и мыльной.
«Кусочник» платил аренду хозяину
бани, сам нанимал и увольнял рабочих, не касаясь парильщиков: эти были в распоряжении самого хозяина.
«Кусочники» жили семьями при
банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц.
«Кусочники» должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту
бань и за пропажу вещей у моющихся в «дворянских» банях.
Бичом
бань, особенно «простонародных», были кражи белья, обуви, а иногда и всего узла у моющихся.
Они крали белье и платье, которое сушилось в «горячей»
бане.
Воры «наподдавали» на «каменку» так, чтобы
баня наполнилась облаком горячего пара; многие не выдерживали жары и выходили в мыльню.
Пользуясь их отсутствием, воры срывали с шестов белье и прятали его тут же, а к вечеру снова приходили в
бани и забирали спрятанное.
За это приходилось расплачиваться служащим в
банях из своего скудного содержания.
Была еще воровская система, практиковавшаяся в «дворянских» отделениях
бань, где за пропажу отвечали «кусочники».
Банные воры были сильны и неуловимы. Некоторые хозяева, чтобы сохранить престиж своих
бань, даже входили в сделку с ворами, платя им отступного ежемесячно, и «купленные» воры сами следили за чужими ворами, и если какой попадался — плохо ему приходилось, пощады от конкурентов не было: если не совсем убивали, то калечили на всю жизнь.
Во всех почти
банях в раздевальнях были деревянные столбы, поддерживавшие потолок.
При поимке вора, положим, часов в семь утра, его, полуголого и босого, привязывали к такому столбу поближе к выходу. Между приходившими в
баню бывали люди, обкраденные в банях, и они нередко вымещали свое озлобление на пойманном…
В полночь, перед запором
бань, избитого вора иногда отправляли в полицию, что бывало редко, а чаще просто выталкивали, несмотря на погоду и время года.
Заказать такие сапоги было событием: они стоили тринадцать рублей. Носили их подолгу, а потом делали к ним головки, а опорки чинились и донашивались в
бане.
И построит ему Иона Павлыч, что надо, на многие годы, как он строил на всех банщиков. Он только на
бани и работает, и бани не знали другого портного, как своего земляка.
У каждого заказа надпись, из каких
бань и чья обувь.
Воскресенье —
бани закрыты для публики. В раздевальне собираются рабочие: Кирсаныч обещал приехать.
Он уезжает уже на «первом взводе» в Китайские
бани… Там та же история. Те же вызовы по приметам, но никто не откликается на надпись «Петрунька Некованый».
Опять штоф, опять веселье, проводы в Челышевские
бани… Оттуда дальше, по назначенному маршруту. А поздним вечером — домой, но уж не один Кирсаныч, а с каким-нибудь Рюмочкиным, — оба на «последнем взводе». Крепко спят на пустых мешках.
Сандуновские
бани, как и переулок, были названы в начале прошлого века в честь знаменитой актрисы-певицы Сандуновой. Так их зовут теперь, так их звали и в пушкинские времена.
По другую сторону Неглинки, в Крапивинском переулке, на глухом пустыре между двумя прудами, были еще Ламакинские
бани. Их содержала Авдотья Ламакина. Место было трущобное, бани грязные, но, за неимением лучших, они были всегда полны народа.
Здесь Сандунова выстроила хорошие
бани и сдала их в аренду Ламакиной, а та, сохранив обогащавшие ее старые бани, не пожалела денег на обстановку для новых.
Они стали лучшими в Москве. Имя Сандуновой помогло успеху:
бани в Крапивинском переулке так и остались Ламакинскими, а новые навеки стали Сандуновскими.
В этих
банях перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.
Когда появилось в печати «Путешествие в Арзрум», где Пушкин так увлекательно описал тифлисские
бани, Ламакина выписала из Тифлиса на пробу банщиков-татар, но они у коренных москвичей, любивших горячий полок и душистый березовый веник, особого успеха не имели, и их больше уже не выписывали. Зато наши банщики приняли совет Пушкина и завели для любителей полотняный пузырь для мыла и шерстяную рукавицу.
Потом в
банях появились семейные отделения, куда дамы высшего общества приезжали с болонками и моськами. Горничные мыли собачонок вместе с барынями…
Это началось с Сандуновских
бань и потом перешло понемногу и в некоторые другие бани с дорогими «дворянскими» и «купеческими» отделениями…
В «простонародные»
бани водили командами солдат из казарм; с них брали по две копейки и выдавали по одному венику на десять человек.
Потом уже, в начале восьмидесятых годов, во всех
банях постановили брать копейку за веник, из-за чего в Устьинских банях даже вышел скандал: посетители перебили окна, и во время драки публика разбегалась голая…
Начав брать по копейке за веник, хозяева нажили огромные деньги, а улучшений в «простонародных»
банях не завели никаких.
В некоторых
банях даже воровали городскую воду. Так, в Челышевских банях, к великому удивлению всех, пруд во дворе, всегда полный воды, вдруг высох, и бани остались без воды. Но на другой день вода опять появилась — и все пошло по-старому.
Почти все московские
бани строились на берегах Москвы-реки, Яузы и речек вроде Чечеры, Синички, Хапиловки и около проточных прудов.
Цитаты из русской классики со словом «баня»
К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе
баня, в коей коли не парятся, то спит скотина.
На каждого арестанта отпускалось, по условию с хозяином
бани, только по одной шайке горячей воды; кто же хотел обмыться почище, тот за грош мог получить и другую шайку, которая и передавалась в самую
баню через особо устроенное для того окошко из передбанника.
Анна. Это — ложь. Она угорела в
бане. Готовила
баню и угорела. Была она беременная.
Когда кончался запой, Степанида Михайловна приказывала истопить
баню и парилась.
По заводу он славился тем, что умел заговаривать кровь и зимой после
бани купался в проруби.
Ассоциации к слову «баня»
Предложения со словом «баня»
- В домашних условиях водяную баню можно заменить стоящим на огне небольшим тазиком или кастрюлькой с широкими невысокими бортиками.
- – Кстати, вы знаете, что такое настоящая русская баня без всяких новомодных тенденций?
- Потому что в русских общественных банях мыльни и раздевалки были раздельные для мужчин и женщин, а сени между ними общие.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «баня»
Значение слова «баня»
БА́НЯ, -и, род. мн. бань, ж. 1. Специальное помещение, где моются и парятся. Коммунальные бани. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова БАНЯ
Афоризмы русских писателей со словом «баня»
- Смерть — это все машины,
Это тюрьма и сад.
Смерть — это все мужчины,
Галстуки их висят.
Смерть — это стекла в бане,
В церквах, в домах — подряд!
Смерть — это все, что с нами —
Ибо они узрят.
- Жениться — это вам не в баню сходить.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно