Цитаты со словом «вече»
Народ, заслыша его, повалил буйными и нестройными толпами на Ярославово дворище, окружавшее
вече, и буквально затопил его. Рогатки, заграждавшие улицы, раскидывались и трещали от напора толпы.
Призыв на
вече раздался рано утром, и рогатки еще не были раздвинуты ярыжками [Полицейские того времени.].
— «Осподарь всея земли русския и великий князь московский, владимирский, псковский, болгарский, рязанский, воложский, ржевский, бельский, ростовский, ярославский, белозерский, удорский, обдорский, кондийский и иных земель отчин и дедич, и наследник, и обладатель, Иоанн Васильевич, посылает отчине своей Великому Новгороду запрос с ближним боярином своим и великим воеводою, Федором Давыдовичем: что разумевает народ его отчины под именем государя вместо господина, коим назвали его прибывшие от них послы архиепископские: сановник Назарий и дьяк
веча Захарий?
Имуть-ли они желание видеть власть судную в одних его руках и хотят ли присягнуть ему как полному властелину, единственному законодателю и судии не причастному, не иметь у себя тиунов, кроме княжеских, и отдать ему двор Ярославлев, древнее место
веча?
— Тогда гуляй мечи на смертном раздолье! Весь Новгород затопим вражеской кровью, всех неприязненных нам людей — наповал, а если захватим Назария, да живьем еще, я выдавлю из него жизнь по капле. Мало ли мешал он мне, да и тебе; бывало, ни на
вече, ни на встрече шапки не ломал. А Захария посадим верхом на кол, да и занесем в его притон — Москву. Нужды нет, что этот жирный бык не бодается, терпеть нам его не след.
Около самых ворот
веча, осажденных со всех сторон народом, стоял старик с длинной седой, как серебро, бородою, в меховой шапке с куньей оторочкой и длинными подвязными наушниками; зипун на нем был серый, на овчинном подбое; в руках держал он толстую суковатую палку, с широким литым набалдашником из меди.
Вам грозят, а на
вече голосят: не спугнешь ножнами, когда ножа не боимся.
Что нам
вече — тенистое болото, в котором квакают лягушки что им вздумается.
На
вече между тем в обширной четырехугольной храмине, за невысоким длинным столом, покрытым парчовою скатертью с золотыми кистями и бахромой, сидели: князь Шуйский-Гребенка, тысяцкий, посадник и бояре, а за другим — гости, житые и прожитые люди.
На столах были накиданы развернутые столбцы законов, договорных и разных крестоцеловальных грамот. Не всех желающих видеть это собрание, слышать совещание допускали внутрь
веча, так как там уже и без того было тесно.
— Мы верили тебе, боярыня, да проверились, — заговорил он. — И тогда литвины сидели на
вече чурбанами и делали один раздор! Я сам готов отрубить себе руку, если она довременно подпишет мир с Иоанном и в чем-либо уронит честь Новгорода, но теперь нам грозит явная гибель… Коли хочешь, натыкайся на меч сама и с своими клевретами.
— Ишь, требует
веча! Самого двора Ярославлева. Мы и так терпели его самовластие, а то отдать ему эти святилища прав наших. Это значит торжественно отречься от них! Новгород судится своим судом. Наш Ярославль Великий заповедывал хранить его!.. Месть Божия над нами, если мы этого не исполним! Московские триуны будут кичиться на наших местах и порешат дела и властвовать над нами! Мы провидели это; все слуги — рабы московского князя — недруги нам. Кто за него, мы на того!
Лишь немногие члены
веча задумчиво молчали.
Вмиг неистовая толпа ринулась на него, вцепилась десятками рук и потащила снова на
вече, нанося чем попало ему удары.
Задумались люди сановитые, стали собираться каждый день на
вече, почесывали затылки, теребили свои бороды и наконец решили — бить челом владыке Феофилу, чтобы он благословил принять на себя труд голосом духовного слова не только успокоить неистовую толпу, но и запретить народу, под страхом проклятия, отлучения от церкви, гнева Божия и наказания, буйствовать и разбойничать.
Софийская площадь очистилась. Мертвые тела поклали на носилки и похоронили по христианскому обряду за городским валом, колокола замолкли, и
вече стало представлять собою простую мирскую сходку.
Великокняжеского посла, боярина Федора Давыдовича, жившего на Городище с многочисленной дружиной, чествовали как подобает, ни чем не обижали, только не допускали на
вече и решились отпустить к великому князю с записью от имени веча Новгородского.
Оть
Веча Великого Новгорода к Великому Князю Московскому и проч. ответственная грамота!
— Уйду и унесу с собою ретивое, которое бьется любовию к родине так же сильно, как рука эта будет вертеть головы ваших заступников — челядинцев, и это так же верно, как то, что я называюсь Чурчилою! — сказал пристыженный и взбешенный витязь Новгорода и, натянув голицу свою, сжал кулак и быстрыми шагами вышел из
веча.
«Одно условие, — рявкнул он как зверь, — и я прощу тебя и назову сыном: приходи завтра на
вече и на коленях при всем собрании выползай у меня прощение вины твоей.
Фома Ильич, Бог его ведает, как начал опять на
вече ходить, и не приступишься к нему, такой сумрачный стал.
— Что это?.. На дворе уж давно вечер, а жениха нашего все нет. Да и отец что-то запропал на
вече. Ну что ему там делать с ранней зари да доселе. Ведь всех не перекричать, — сказала старуха-мать.
Ты знаешь, как чествуют имя мое, имя Назария, и доныне в Новгороде Великом, и в Пскове соседнем, и у латышей [Ливонцы — название того времени.] с тех пор, как зарубил я на воротах Нейгаузена православный крест, даже самой Москве не неведом я, когда великий князь Иоанн припер ономнясь наш город копьями да бердышами несметной своей рати, — я не последний подавал голос на
вече, хотя последний произнес его на казнь славного изменника Упадыша — вечная ему память…
Но, недавно, кто заглушил голос мой на
вече?
По новгородским хартиям значилось, что пригород Москвы — Торжок и окружные земли издавна были под властию Великого Новгорода, но дед Иоанна III, великий князь Василий Дмитриевич, завоевал их и оставил за собою, по договорным же грамотам с сыном, великим князем Василием Васильевичем, прозванным Темным, Торжок снова обратился под власть новгородского
веча, а прочие земли остались как бы затаенные за Москвою и помину объявить не было.
Думные и советные бояре новгородские много раз собирались на
вече, чтобы решить, кому владеть ими.
Думали, думали, с чего бы начать действовать. Явно напасть на владения великого князя не хотели, а может быть и не смели, и потому начали действовать исподтишка, понемногу, захватя доходы его, воды и земли, заставляли присягать народ только именем Великого Новгорода, а о князе умалчивали, наконец, схватили великокняжеского наместника и послов и властию
веча заключили их под стражу.
Это не устрашило новгородцев, они надеялись на собственные свои силы и на мужество всегда могучих сынов святой Софии, как называли они себя, продолжали своевольничать и не пускали на
вече никого из московских сановников. В это время король польский прислал в Новгород послом своего воеводу, князя Михаила Оленьковича, и с ним прибыло много литовских витязей. Зачем было прислано это посольство, долго никто не знал, тем более, что смерть новгородского владыки Ионы отвлекла внимание от заезжих гостей.
Вопреки наставлениям дедов и отцов, вопреки древним обычаям, запрещавшим женщинам принимать участие в политических делах народа, в один прекрасный день на
вече появилась гордая, честолюбивая и хвастливая женщина — Марфа Борецкая.
В одно из заседаний
веча, где находился Назарий, вдруг в советную комнату вбежала, прорвавшись сквозь стражу, стоявшую у входа, высокая, немолодая, хотя все еще красивая женщина. Вид ее был растрепан, покрывало на голове смято и отброшено с лица, волосы раскинуты, глаза же горели каким-то неестественным блеском.
— Кого я вижу перед собой? Здесь ли
вече Великого Новгорода? Куда девались советные мужи его? Я их не вижу! Это слабые ребята, которым пригрозили розгою, и они отступаются от прав своих, отдают угнетенную родину, как агнца в зубы хищного волка.
Но нахальство восторжествовало: речь ее подчинила себе новгородское
вече, и с этого момента Новгород оказался в ее руках.
Присутствие ее стало на
вече делом обыкновенным.
Литовцы между тем бесчинствовали и грабили в городе, позволяли себе выражать неуважение к народным представителям даже на
вече, куда были призваны для выслушания ответов.
Борецкая, присутствовавшая на
вече, встала.
На
вече снова заволновались умы, и снова победа осталась за Марфой и ее сторонниками.
Уныло загудел, как бы застонал вечевой колокол. Сошлись на
вече сыны святой Софии с поникшими головами. Думали, гадали и, наконец, решили во что бы то ни стало сопротивляться.
Великий князь помирил со своей стороны новгородцев с псковитянами, и боярин Федор Давыдович, взяв на
вече присягу, тем закончил дело.
— Его подкупил наемник московский сопутствовать мне. Он дьяк
веча, чтоб в случае надобности, приложить и его руку в доказательство новгородцам, что мы посланы от них. Происками своими он сумел достигнуть такого важного чина. С виду-то он хоть и прост, неказист, но хитер, как сатана, а богат, как хан.
— Представляю тебе, государю и великому князю моему, сих двух людин… Вот этот, — указал он на Назария, — посадник новгородского
веча, а сей — дьяк веча, — он указал на Захария. — Оба они прибыли к тебе, великому князю и государю своему, с делами, предлежащими до тебя, и посланы к тебе собором всего веча.
Великий князь, войдя с веселым лицом в круг своих верховых [Придворных.], объявил им, что новгородцы прислали к нему этих двух именитых мужей, — он указал на Назария и Захария, — поклониться и назвать его государем своим от лица архиепископа,
веча и всего Великого Новгорода.
Великий князь приказал бирючам [Герольдам.] разгласить народу о прибытии послов новгородского
веча и выкатить ему еще несколько бочек вина, а гостей пригласил к трапезе.
Псковитяне, поняв, что от всякого выигрыша, полученного ими от новгородцев, они будут в проигрыше, собрались на
вече.
— Мы дозволим ему делить власть с
вечем, — заявили новгородцы, — только оставь он нам чтимое место, завещанное нам и всем потомкам нашим от дедов и отцов.
Наконец ожидания посадников и старост кончились. Родион Богомолов прибыл в Новгород с ответною грамотой от московского князя и проехал прямо на
вече.
Новоизбранный дьяк
веча, испросив благословения у владыки Феофила, поклонился во все стороны, поднял вверх руку и замахал бумагой над шумевшей толпой.
Тем лучше для нас: мы будем отгонять скот от города, отбивать обозы у москвитян, а если ворвемся в самый город, то сорвем колокол с
веча, а вместо него повесим опорожненную флягу или старую туфлю гроссмейстера, пограбить, что только попадется под руки, и вернемся домой запивать свою храбрость и делить добычу, — хвастался совершенно пьяный рыцарь, еле ворочая языком.
— Кажись, война у наших закипает с московитянами; но куда нам деваться, чью сторону держать, куда лететь, на
вече, или на сечу? — задумчиво произнес Чурчило.
На
вече собралось множество народа.
Неточные совпадения
— Зачем же вече-то установлено, как не про всех? Что мы черных сотен слобод людишки, так нам и не поверяют умыслы свои! Вот от белых-то и замарались! Дело вышло на разлад, так наши же руки и тянут жар загребать! — слышались там и тут возгласы.
Цитаты из русской классики со словом «вече»
Государственная власть соответствовала потребностям народа; в своих действиях она опиралась на дружину, совет старцев, думу боярскую, городское
вече, — и ими уравновешивались ее определения с волею народа.
Село Горюхино издревле принадлежало знаменитому роду Белкиных. Но предки мои, владея многими другими отчинами, не обращали внимания на сию отдаленную страну. Горюхино платило малую дань и управлялось старшинами, избираемыми народом на
вече, мирскою сходкою называемом.
Созвал он
вече и обратился к нему с следующею речью:"Видел я, господа новгородцы, на новоселье у вас нехороший сон!
Я бы созвал, на его месте, народное
вече, чтоб не лежала на мне ответственность за отца незабвенного!
Народ в собрании своем на
вече был истинный государь.
Ассоциации к слову «вече»
Предложения со словом «вече»
- А если этот приказ где-то и менял отношения между командиром и политработником, то только там, где они по слабости командира или по взаимному непониманию складывались неверно, во вред войне, которая не новгородское вече!
- В затруднительных случаях властитель собирал вече или совет старцев и избранных мужей, которые решали дело.
- Вече собиралось по звону вечевого колокола князем, посадником, тысяцким либо самими горожанами.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «вече»
Значение слова «вече»
ВЕ́ЧЕ, -а, ср. Народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел, в некоторых городах (Новгороде, Пскове) являвшееся высшим органом власти. Новгородское вече. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ВЕЧЕ
Дополнительно