Неточные совпадения
Прежде чем нам придется, по необходимости, перенестись почти на пять лет назад для объяснения всего таинственного и недосказанного в предыдущих главах, мы считаем не лишним, скажем более, неизбежным, познакомить читателей, хотя вкратце, с первою, славною половиною царствования грозного царя, дабы по возможности выяснить характер этого загадочного до сей поры
исторического деятеля, который явится и одним из главных действующих лиц нашего повествования, а также
причины и обстоятельства, сложившиеся для образования этого характера.
Особую разновидность естественной религии, или «религии вообще», составляет так наз. теософическая доктрина, согласно которой все религии имеют общее содержание, говорят одно и то же, только разным языком, причем надо отличать эзотерическое учение, ведомое лишь посвященным, и экзотерическое, существующее для profanum vulgus [Непосвященная толпа (лат.) — выражение Горация («Оды», II, 1,1)]; различия символики и обряда, обусловливаемые
историческими причинами, существуют только во втором, но не в первом.
Это есть то основание, вследствие которого действия наши и других людей представляются нам, с одной стороны, тем более свободными и менее подлежащими необходимости, чем более известны нам те выведенные из наблюдения физиологические, психологические и исторические законы, которым подлежит человек, и чем вернее усмотрена нами физиологическая, психологическая или
историческая причина действия; с другой стороны, чем проще самое наблюдаемое действие и чем несложнее характером и умом тот человек, действие которого мы рассматриваем.
Неточные совпадения
Но одна из этих
причин очевидна, она проходит через все
исторические явления и через все стороны нашего нынешнего быта.
Еще не занимались хорошенько разбором
причин, по которым, при данном нашем
историческом положении, мы видим такие явления, противоречащие тому, чего следует ожидать от самого устройства организма.
Одним словом, мы должны понять, что такой великий человек, как Лаевский, и в падении своем велик; что его распутство, необразованность и нечистоплотность составляют явление естественно-историческое, освященное необходимостью, что
причины тут мировые, стихийные и что перед Лаевским надо лампаду повесить, так как он — роковая жертва времени, веяний, наследственности и прочее.
Так точно и семейные отношения государственных лиц хотя, в сущности, не могут быть истинными
причинами исторических событий, но во многих случаях служат ближайшим их поводом.
Разумеется, в
историческом отношении неважны сами по себе мелочи домашней жизни государственного человека; но в иных случаях эти мелочи являются нам как ближайшие поводы важных событий
исторических, то есть, по общественной пословице, как «малые
причины великих следствий».