Дионисово вино мы можем здесь понимать в более широком смысле: грозный вихревой экстаз вакханок вызван в трагедии не «влагою, рожденной виноградом». Тиресий определенно указывает на ту огромную роль, какую играло это дионисово «вино» в душевной жизни нового эллинства: оно было не просто лишнею радостью в жизни человека, — это необходимо иметь в виду, — оно было основою и предусловием жизни, единственным, что
давало силу бессчастному человеку нести жизнь.
Неточные совпадения
Да, Свидригайлов вправе был смеяться над Раскольниковым, видевшим в нем какой-то «исход». Это он-то исход! В душе корчатся и бьются два живых, равновластных хозяина, ничем между собою не связанных. Каждому из них тесно, и ни один не может развернуться, потому что другой мешает. Сам не в
силах жить, и не
дает жить другому.
Любовь упомянутых низших животных, при всей их дисгармоничности, все-таки
дает впечатление
силы и какой-то дикой мощи.
Но бывают миги, когда раздельные огоньки эти сбиваются вихрем в одно место. Тогда темнота вдруг прорезывается ослепительно ярким светом. Разрозненные элементы жизни, сжатые в одно,
дают впечатление неслыханного напряжения, близкого к взрыву. И как раньше невозможно было жить от угрюмого мрака, от скудости жизненных
сил, так теперь жизнь становится невозможною вследствие чудовищного избытка
сил и света.
Но перед Левиным встает, как сам он чувствует, «опасный» вопрос: «Ну, а евреи, магометане, конфуцианцы, буддисты, что же они такое?» Левин отвечает: «Вопроса о других верованиях и их отношениях к божеству я не имею права и возможности решить». Кто же тогда
дал ему право решать вопрос о христианских верованиях, — решать, что именно моральное содержание христианства единственно
дает людям
силу жизни?
Разум, который
дал человеку власть и
силу над миром, в то же время сузил человека, сделал его однобоким, задержал его развитие в других направлениях.
Левин вполне прав, когда в стремлении своего брата Кознышева к общественной деятельности видит недостаток
силы жизни, — «того стремления, которое заставляет человека из всех бесчисленных представляющихся путей жизни выбрать один и желать этого одного». Но как раз в семидесятых годах, — а эту именно эпоху и рисует «Анна Каренина», — русская жизнь
дала редкие по чистоте и яркости типы людей, которых к общественной деятельности и борьбе вела поразительная по своей огромности
сила жизни.
Дать душе проявляться свободно — это значит выпустить на простор чудовищные, хаотические
силы, клокочущие в недрах души.
В этой блаженной стране далекого будущего, там будет свет, радость, жизнь. Слабый отблеск золотого света чуть мреет в высоте, сквозь разрыв черных туманов. Рвись из пропасти, пробивай в скалах трудную дорогу вверх, верь в блаженную страну; мреющий золотой отблеск будет светить тебе сквозь мрак и бурю,
даст тебе
силы к жизни и борьбе.
И если раньше эта
сила жизни, лукавя перед собою, отодвигала для Толстого в тень уродства и ужасы жизни, то теперь та же
сила, по-прежнему не
давая раздавить себя, с естественною последовательностью направляется именно на эти самые уродства и ужасы.
Боже!
Дай мне
силы и мужество
Без отвращенья смотреть на мое сердце и мое тело!
Все время боги становятся людям поперек дороги, ни на одну минуту не
дают возможности свободно развернуть свои
силы. Боги предопределяют исход боя, посылают ужас на храбрых, сильными делают слабых, вырывают своих поверженных любимцев из-под копья и уносят их в темном облаке. Зевс посылает Агамемнону лживый сон, чтобы побудить его к бою, в котором греки будут разбиты. Умирающий Патрокл знает, что поверг его не Гектор, с которым он сражался, а стоявший за Гектором Аполлон...
не потому, что
сила в ней,
А потому, что бог рукам могучесть
дал.
Живой человек бодро и радостно несет жизнь не потому, что оправдывает ее ужасы и гадости, а потому, что
сила жизни не
дает ему прийти от них в отчаяние.
Неточные совпадения
И тут настала каторга // Корёжскому крестьянину — // До нитки разорил! // А драл… как сам Шалашников! // Да тот был прост; накинется // Со всей воинской
силою, // Подумаешь: убьет! // А деньги сунь, отвалится, // Ни
дать ни взять раздувшийся // В собачьем ухе клещ. // У немца — хватка мертвая: // Пока не пустит по миру, // Не отойдя сосет!
Где хватит
силы — выручит, // Не спросит благодарности, // И
дашь, так не возьмет!
Мы же немного // Просим у Бога: // Честное дело // Делать умело //
Силы нам
дай!
Над городом парит окруженный облаком градоначальник или, иначе, сухопутных и морских
сил города Непреклонска оберкомендант, который со всеми входит в пререкания и всем
дает чувствовать свою власть.
Конечно, современные нам академии имеют несколько иной характер, нежели тот, который предполагал им
дать Двоекуров, но так как
сила не в названии, а в той сущности, которую преследует проект и которая есть не что иное, как «рассмотрение наук», то очевидно, что, покуда царствует потребность в «рассмотрении», до тех пор и проект Двоекурова удержит за собой все значение воспитательного документа.