Цитаты со словом «иллюзия»
В этой
иллюзии держит человека Аполлон. Он — бог «обманчивого» реального мира. Околдованный чарами солнечного бога, человек видит в жизни радость, гармонию, красоту, не чувствует окружающих бездн и ужасов. Страдание индивидуума Аполлон побеждает светозарным прославлением вечности явления. Скорбь вылыгается из черт природы. Охваченный аполлоновскою иллюзией, человек слеп к скорби и страданию вселенной.
В этой гармонии мы должны видеть высшее действие аполлоновской культуры, которая, при помощи мощных и радостных
иллюзий, вышла победительницей над страшною глубиною миросозерцания и над крайне восприимчивым чувством страдания.
Гармония аполлоновского грека обусловливалась полнотою погружения в красоту
иллюзии, она — цветок, выросший из мрачной пропасти, победа, одержанная эллинскою волею, посредством отражения своей красоты, над страданием и мудростью своей.
Этот целебный обман Аполлона спасал для жизни грека гомеровского. Позднейшего, дионисического грека спасала трагедия. В ней взаимодействие дионисовой «истины» и аполлоновой «
иллюзии» достигло наибольшей глубины и гармоничности.
Мы чувствуем всю отраду аполлоновской
иллюзии и созерцания и, вместе с тем, отрицаем эту отраду и получаем еще более высокое удовлетворение от уничтожения видимого, кажущегося мира.
Человек, — заключает Ницше, — это диссонанс в человеческом образе. Для возможности жить этому диссонансу требуется прекрасная
иллюзия, облекающая покровом красоты его собственное существо. Бытие и мир являются оправданными лишь в качестве эстетического феномена.
Сами эллины никогда, однако, не смотрели на Аполлона как на бога «светлой кажимости» и «обманчивой
иллюзии», в образе его нет ни единой черты, которая бы говорила о заранее предрешенной иллюзорности воплощаемого им жизнеотношения.
Аполлон не будет для нас божеством, набрасывающим на истину блестящий покров «
иллюзии», Дионис не будет божеством, сбрасывающим этот светлый, обманчивый покров с «истины». И тот, и другой бог будут для нас лишь фактами различного религиозного отношения к жизни.
Главенствующим богом этого периода эллинской религиозной жизни был Аполлон. Изображая его богом «светлой кажимости» и «обманчивой
иллюзии», Ницше сильно грешил против истины. Но он был глубоко прав, помещая данный религиозный период под знаком именно Аполлона. Все существенные особенности тогдашнего жизнеотношения удивительно ярко и исчерпывающе символизируются прекрасным и могучим образом этого бога.
В книге этой, как мы видели, только взаимодействие Диониса и Аполлона делает возможною жизнь; только Аполлон спасительною своею
иллюзией охраняет душу от безмерного ужаса, который охватывает ее при созерцании стихии дионисовой.
— В имени Аполлона мы объединяем все те бесчисленные
иллюзии прекрасной кажимости, которые в каждое данное мгновение делают существование желанным».
Но ведь Дионис — именно бог страдающий и растерзанный. Именно в «Рождении трагедии» мир представлялся Ницше сном и цветным дымом. «Истинно-сущее и Первоединое, — писал он, — как вечно-страждущее и исполненное противоречий, нуждается для своего постоянного освобождения в восторженных видениях, в радостной
иллюзии». Слушая подобные речи «дионисического» Заратустры, мы готовы спросить так же, как древний эллин по поводу трагедии...
На наших глазах один за другим отпадают все признаки, которые делают Диониса именно Дионисом. Вместо безвольного слияния с «Первоединым» Ницше страстно и настойчиво требует теперь от человека воли, действия, борьбы за свой собственный счет, призывает людей к «верности земле», чтоб возвращен был земле ее смысл, чтоб человек гордо нес на земле свою земную голову и делал дело земли. В «Рождении трагедии» возвратить дионисического человека к делу земли мог только Аполлон своею «
иллюзией».
Цитаты из русской классики со словом «иллюзия»
Мир как творение получает в своей относительности реальность и самобытность, противостоит Богу не как призрак,
иллюзия или майя, как бы лишь закрывающая Абсолютное от самого себя; он получает свою realitas как дар от Ens realissimum [Реальность, бытие; вещь реальнейшая, Бог (лат.).].
Эрос порождает прельщающие
иллюзии, и их не так легко отличить от реальности.
Не реальна и не подлинна та мистика, которая достигает преображения путем превращения в
иллюзию и призрак всякого объективного бытия, путем отсечения темных переживаний от бремени бытийственности.
Но универсальных общих реальностей не существует, это призраки и
иллюзии, созданные объективацией.
Но наивный реализм есть продукт наивной, безотчетной объективации, произведенной субъектом, он есть
иллюзия сознания и наиболее далек от реальности.
Ассоциации к слову «иллюзия»
Синонимы к слову «иллюзия»
Предложения со словом «иллюзия»
- Цель этой нехитрой мистификации – создать иллюзию полной достоверности рассказа.
- Человек питает иллюзию, будто действует в собственных интересах, в то время как в действительности он служит чему угодно, только не настоящим интересам своей личности.
- Цель приведённых выше примеров – подчеркнуть ту мысль, что крупный успех приходит лишь к тем, кто имеет привычку избегать искушения выбрать мир иллюзий.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «иллюзия»
Значение слова «иллюзия»
ИЛЛЮ́ЗИЯ, -и, ж. Искаженное восприятие действительности, основанное на обмане чувств; принятие кажущегося, мнимого за действительное. Оптические иллюзии. Иллюзия движения. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИЛЛЮЗИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «иллюзия»
- Иллюзия исключительности свойственна юному существу.
- Иллюзий и галлюцинаций,
туманных помыслов лихих —
затем не следует бояться,
что мы б не выжили без них.
- Пусть всепобеждающая жизнь — иллюзия, но я верю в нее, и несчастья нынешнего дня не отнимут у меня веры в день грядущий. Жизнь победит — сколько рук ни налагалось бы на нее, сколько безумцев ни пытались бы ее прекратить. И разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать ее — и все же жить!
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно