Цитаты со словом «Достоевский»
Прямо удивительно, как неузнаваемо тускнеет волшебник
Достоевский, когда ему приходится описывать природу радостную и прекрасную.
Что это? Да
Достоевский ли написал это? Ведь перед нами начало банальнейшего английского романа, сочиненного какою-нибудь мисс или миссис. Вот сейчас по лестнице поднимется благородный Артур и изящно поклонится прелестной Мэри.
Но только вступит
Достоевский в область мрака, туманов и дождей, — и чуждый пришелец мгновенно превращается в державного владыку. Каждое слово его звучит здесь властно и самостоятельно; здесь ему не нужны ни «пейзажи» и «панорамы», ни цитаты.
Так же высказываются Иван Карамазов, Настасья Филипповна, многие другие. И уже прямо от себя
Достоевский в «Дневнике писателя» пишет: «Я объявляю, что любовь к человечеству — даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой» (курсив Достоевского).
Когда с ближним случается несчастие, то в душе человека закипает хищная радость, — это уже прямо от своего лица
Достоевский настойчиво повторяет чуть не в каждом романе.
В «Дневнике писателя»
Достоевский приводит сочиненное им письмо одного самоубийцы, — «разумеется, материалиста» («Приговор»).
Достоевский решительно отвечает: невозможна.
Мы видели: без бога не только невозможно любить человечество, — без бога жизнь вообще совершенно невозможна. В записных книжках Достоевского, среди материалов к роману «Бесы», есть рассуждение, которое
Достоевский собирался вложить в уста Ставрогину...
Все это как будто творится в каком-то совсем другом мире — не в том, в котором
Достоевский. В его же мире, если нет человеку бессмертия, то есть только взаимная ненависть, злоба, одиночество и мрак. «Самоубийство, — говорит Достоевский, — при потере идеи о бессмертии становится совершенно и неизбежно даже необходимостью для всякого человека, чуть-чуть поднявшегося в своем развитии над скотами» (так и сказано!).
В конце романа
Достоевский сообщает, что в Раскольникове произошел какой-то переворот, что он возродился к добру. «Это могло бы составить тему нового рассказа, но теперешний рассказ наш окончен».
Был только один-единственный такой подвижник — сам
Достоевский, и то он мог быть им только потому, что подвижничество свое проделывал в духе, а не в жизни.
«Что же, однако, случилось такого особенного, что так перевернуло его? — спрашивает
Достоевский. — Да он и сам не знал; ему, как хватавшемуся за соломинку, вдруг показалось, что и ему. «можно жить, что есть еще жизнь». Может быть, он слишком поспешил с заключением, но он об этом не думал».
Раскольников убедился в нем, как в грубом злодее, сладострастном развратнике и подлеце. Но
Достоевский замечает, что заключение Раскольникова было неправильно. И, действительно, Свидригайлов гораздо «оригинальнее», чем думает Раскольников. «Оригинальность» эта ярко вскрывается в чудовищной сцене последнего его свидания с Дунею.
В «Египетских ночах» Пушкина Клеопатра вызывает желающих купить ее любовь ценою казни на следующее утро.
Достоевский по этому поводу вспоминает о «сладострастии насекомых, сладострастии пауковой самки, съедающей своего самца». О «сладострастии насекомых» нередко вспоминает он и по поводу любви собственных своих героев.
«Я думаю, — пишет
Достоевский, — что много самоубийств совершилось потому только, что револьвер уже был взят в руки».
Наблюдая человека как его рисует
Достоевский, то и дело приходится вспоминать самые уродливые, самые дисгармонические явления в мире животных — те уклонения, ошибки и неудачные «пробы», которые делает природа в трудной своей работе по гармонизации жизни.
Ближе, чем всякому другому существу, ему знаком, как выражается
Достоевский, «роковой круговорот судорожного и моментального самоотрицания и саморазрушения».
Уж общим местом стало указание, что в Кириллове
Достоевский как бы предвосхитил учение Ницше о сверхчеловеке.
Властитель этот неотступно стоит перед всеми «безбожниками» Достоевского.
Достоевский любит выводить безбожников, но безбожники его очень странные. Для них бог — не пустота, не слово без содержания. Все они видят бога, только не смотрят на него. Сквозь заявления их о своем неверии у каждого неожиданно прорывается слово или действие, выдающее тайное их настроение.
Измученный жестокостями жизни, библейский Иов «ко вседержителю хотел бы говорить и желал бы состязаться с богом». Новый Иов,
Достоевский, выступает на это состязание. И не было со времен Иова таких разрушительных, колеблющих небо вопросов, с какими идет на «страже человеков» Достоевский. Все его произведения — такие буйные вопросы, и увенчание их — знаменитый «бунт» Ивана Карамазова.
При том жизнеощущении, которым полон
Достоевский, это упорное богоборчество его вполне естественно. Мир ужасен, человек безнадежно слаб и безмерно несчастен, жизнь без бога — это «медленное страдание и смерть» (Ставрогин). Какая же, в таком случае, свобода обращения к богу, какая любовь к нему? Нищий, иззябший калека стоит во мраке перед чертогом властителя. Если он запоет властителю хвалу, то потому ли, что возлюбил его, или только потому, что в чертоге тепло и светло?
Уж не смеется ли втайне
Достоевский над своим Зосимой, заставляя его так ядовито пародировать евангельский ответ на тот же вопрос?
Зато очень неистов сам
Достоевский, когда речь заходит о его вере в бога.
Но чем раздраженнее отстаивает
Достоевский свое право на веру, чем исступленнее анафемствует и смеется над безбожниками, тем настойчивее припоминается замечание, однажды им же самим оброненное...
Нужно при этом помнить, что Шатов проповедует совсем то же самое, что, от себя уже, проповедует и
Достоевский в «Дневнике писателя». С такою, казалось бы, огненною убежденностью и сам Достоевский все время твердит: «я верую в православие, верую, что новое пришествие Христа совершится в России»… Но публицист не смеет произнести последнего слова, он старается скрыть его даже от себя. И со страшною, нечеловеческою правдивостью это слово договаривает художник: а в бога — в бога я буду веровать…
Мы видим: перестрадав сверх меры, люди только сходят у Достоевского с ума, убивают себя, умирают, захлебываясь проклятиями. Там, где идея эта должна проявиться,
Достоевский как раз замолкает. Раскольников на каторге очистился страданием, для него началась новая жизнь, «обновление» и «перерождение», но… Но «это могло составить тему нового рассказа, теперешний же рассказ наш окончен». То же и относительно Подростка.
В «Записках из мертвого дома»
Достоевский рассказывает про одного арестанта. Ни с того, ни с сего он бросился с кирпичом на начальника тюрьмы и за это был засечен насмерть. «Вероятно, — говорит Достоевский, — он был из отчаявшихся, из тех, кого покинула последняя надежда, а так как совершенно без надежды жить невозможно, то он и выдумал себе исход в добровольном, почти искусственном мученичестве».
«Такое горе и утешения не желает, чувством своей неутолимости питается», — говорит
Достоевский по поводу одной несчастной бабы-богомолки.
Малым своим разумом
Достоевский знает, в чем эта живая жизнь. Все в том же личном бессмертии. В комментариях к своему письму самоубийцы-материалиста он пишет: «Вера в бессмертие души человеческой есть единственный источник живой жизни на земле, — жизни, здоровья, здоровых идей и здоровых выводов и заключений».
Но, очевидно, не эту живую жизнь имеет в виду великий разум художника, говорящий устами Версилова. Ведь идея бессмертия души существует «многие тысячи лет», человечество не проходит мимо этой идеи, а, напротив, все время упирается в нее. А мы все ищем. Не в этом живая жизнь, которую чует
Достоевский. Но не от него мы узнаем, в чем же она. Он сам не знает.
К важнейшим вопросам жизни
Достоевский подходит с меркою разума и логики.
Больше, чем кто-либо другой,
Достоевский знает, что разуму и не дано собственными силами разрешать подобные вопросы; разум может только передать сознанию ответы другого голоса, лежащего глубже и сокровеннее.
Встает
Достоевский, упивающийся муками и позором. Встает безвольный Дионис. Пропадает воля к борьбе с ужасами и тьмою жизни, тьма эта неудержимо тянет к себе, как огонь тянет ночную бабочку.
Чрезвычайно характерно толкование, которое дает «Анне Карениной»
Достоевский...
Удивительно, как в отзыве этом отразился сам
Достоевский.
Достоевский не говорит, что Свидригайлов или Ставрогин были «близки к самоубийству».
Загадка смерти, несомненно, остро интересует Толстого. «Какой в жизни смысл, если существует смерть?» В процессе своих исканий почти все герои Толстого проходят через этот этапный пункт. Но никогда сам художник не застревает на этом пункте, как застряли Тургенев или
Достоевский.
Будь свободен, будь самим собою, — одинаково говорят и
Достоевский и Толстой.
Достоевский говорит: найди бога, — и сама собою придет жизнь. Толстой говорит: найди жизнь, — и сам собою придет бог. Достоевский говорит: отсутствие жизни — от безбожия; Толстой говорит: безбожие — от отсутствия жизни.
Достоевский вообще «любит» людей.
В «Подростке» фигурирует умный, глубокий и интересный Крафт, — и
Достоевский отмечает, что он не немец, а русский.
Не только кавказцев, не только поляков, — даже «жида» сумел здесь
Достоевский с любовью вместить в свою душу.
«Блаженнейший и незабвенный Исай Фомич», — отзывается о нем
Достоевский, с мягкою улыбкою вспоминая его незлобливое добродушие и комично-самодовольную хвастливость.
Но есть и живые, которые видят. Это — те, в ком
Достоевский усматривал «бесов» жизни, на кого неистово сыпал исступленные свои клеветы и ядовитые насмешки.
Это
Достоевский пишет в своей статье об «Анне Карениной», и это, по его мнению, ясно и понятно, до очевидности показывает… странно даже выговорить: Толстой!
Вводит нас в жизнь
Достоевский.
Достоевский этого не знает.
Но кому дорог Толстой, тому чужд будет
Достоевский; кому близок Достоевский, тот равнодушен будет к Толстому.
А между тем рассказ этот поистине поразителен. В нем
Достоевский как бы подводит итог самому себе, приходит в ужас от этого страшного итога, — и душе вдруг открывается что-то совершенно новое.
Но если прав
Достоевский, — а самый факт существования его показывает, что, по крайней мере, до известной степени прав он, — то дело очень и очень не просто.
Цитаты из русской классики со словом «Достоевский»
Ассоциации к слову «Достоевский»
Синонимы к слову «достоевский»
Предложения со словом «достоевский»
- Достоевский со своим культом страдания это бы понял, но только последний людоед посоветует подобный путь в качестве единственного пути…
- Достоевский был в такой степени одержим всеми человеческими страстями, что он был одновременно чудовищем и гением, гением и безумцем.
- Достоевский вышел в тридцати томах, Тургенев – в двадцати восьми, Пушкин – в семнадцати.
- (все предложения)