Но так как бытие, по определению «Логики», есть «всеобщность в пустом и абстрактнейшем смысле,
чистое отношение к себе без всякой реакции внутри и снаружи» (70) [Ср. там же.
Неточные совпадения
Огромное количество людей остается как бы слепорожденными или непробужденными в области красоты, другие отрицают объективный смысл красоты, сводя ее к прихоти вкуса, к
чистому субъективизму или «психологизму»; огромное количество людей способно скучать перед «Сикстиной» [Подобное
отношение к любимому творению Достоевского продемонстрировал Л. Н. Толстой.
Герои веры, религиозные подвижники и святые, обладали различными познавательными способностями, иногда же и со всем не были одарены в этом
отношении, и, однако, это не мешало их
чистому сердцу зреть Бога, ибо путь веры, религиозного ведения, лежит поверх пути знания [Вот какими чертами описывается религиозное ведение у одного из светильников веры.
Это признание для теоретического разума может быть названо гипотезой, а по
отношению к пониманию объекта, данного нам путем морального закона (высшего блага), значит по
отношению к потребности в практическом направлении, верой и притом верой
чистого разума, ибо только
чистый разум (как в его теоретическом, так и в практическом применении) есть тот источник, откуда оно возникает» (Кант. Критика практического разума, пер.
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается область познаваемого разумом, но в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и в этой чуждой ему области [Для противоречивости и двойственности идей Канта в вопросе о вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно мыслить расширение
чистого разума в практическом
отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание
чистого разума еще не получает прироста.
В действительности вере вовсе не свойственно связывать свою достоверность с такими свидетельствами и случайностями; она есть в своей достоверности независимое
отношение к своему абсолютному предмету,
чистое знание его, которое не вмешивает букв, бумаги и переписчиков в свое сознание абсолютного существа и не опосредствуется такими вещами» (Hegel's Phenomenologie des Geistes, Jubiläumausgabe, Phil.
Доступно ли нашему опыту или мышлению
чистое небытие вне всякого положительного
отношения к бытию, т. е. безусловный укон?
И разве к
чистой любви Адама и Евы не может относиться также и та песнь любви, которая именуется «Песнью Песней», хотя непосредственно она имеет в виду то, во образ чего существует брак, —
отношение Христа и Церкви?
В самом же человеке таким условием была
чистая любовь супругов, которые во взаимных
отношениях своих переживали эротический экстаз мироздания.
Всё то же: стремиться вместе к освобождению от соблазна, очищению себя и прекращению греха, заменой отношений, препятствующих и общему и частному служению Богу и людям, заменой плотской любви
чистыми отношениями сестры и брата.
Неточные совпадения
Левин часто любовался на эту жизнь, часто испытывал чувство зависти к людям, живущим этою жизнью, но нынче в первый paз, в особенности под впечатлением того, что он видел в
отношениях Ивана Парменова к его молодой жене, Левину в первый раз ясно пришла мысль о том, что от него зависит переменить ту столь тягостную, праздную, искусственную и личную жизнь, которою он жил, на эту трудовую,
чистую и общую прелестную жизнь.
Не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в
отношениях, мы лишали себя
чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим.
Притом их связывало детство и школа — две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном
отношении, а наконец, и более всего, в основании натуры Обломова лежало
чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца.
Если же то была первая,
чистая любовь, что такое ее
отношения к Штольцу? — Опять игра, обман, тонкий расчет, чтоб увлечь его к замужеству и покрыть этим ветреность своего поведения?.. Ее бросало в холод, и она бледнела от одной мысли.
«Это история, скандал, — думал он, — огласить позор товарища, нет, нет! — не так! Ах! счастливая мысль, — решил он вдруг, — дать Ульяне Андреевне урок наедине: бросить ей громы на голову, плеснуть на нее волной
чистых, неведомых ей понятий и нравов! Она обманывает доброго, любящего мужа и прячется от страха: сделаю, что она будет прятаться от стыда. Да, пробудить стыд в огрубелом сердце — это долг и заслуга — и в
отношении к ней, а более к Леонтью!»