Эта черта искусства связана отнюдь не с религиозным характером его тем, — в
сущности искусство и не имеет тем, а только знает художественные поводы — точки, на которых загорается луч красоты.
Неточные совпадения
Религиозный гений необходимо есть и великий молитвенник, и, в
сущности,
искусству молитвы только и учит вся христианская аскетика, имеющая высшей целью непрестанную («самодвижную») молитву, «молитву Иисусову» или «умное делание» [Учением о молитве полны произведения церковной аскетики, в частности творения св. Макария Великого, Симеона Нового Богослова, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Тихона Задонского, церковных писателей: еп.
Греческому умозрению, которое в этом отношении идет параллельно с откровениями греческого
искусства, как самая бесспорная истина о мире, открылось, что в основе явлений лежит мир запредельных идей —
сущностей.
Искусство, как «рождение в красоте», есть обретение чрез себя, а постольку и в себе софийности твари, прорыв чрез ничто, через полубытие к
сущности.
Красота в природе и красота в
искусстве, как явления божественной Софии, Души Мира, имеют одну
сущность.
Этим как будто только словесным определением задач
искусства, как теургических, Соловьев много повредил отчетливому пониманию
сущности самого вопроса, ее затемнив и даже извратив (и притом вопреки своему же собственному мировоззрению).
Для всяких же потребностей обиходной жизни приходится пользоваться услугами «художественной промышленности» с ее более или менее поверхностным эстетизмом и стилизацией, т. е., в
сущности, подделками и суррогатами, жить без своего
искусства.
Искусство остается чуждым трагического разлада, и Пигмалион, влюбленный в мраморную Галатею, в
сущности, даже не чувствует потребности ее оживить.
Когда дело доходит до этого предельного, но в
сущности неустранимого вопроса, тогда ощущаются жизненные границы
искусства.
Здесь-то, кажется, сильнее всего выказывается важность основных понятий, анализ которых занял так много страниц в этом очерке: отступление от господствующего взгляда на сущность того, что служит главнейшим содержанием искусства, необходимо ведет к изменению понятий и о самой
сущности искусства.
Мы показали одно из этих отношений, наименее благоприятствующее самостоятельности поэта и нашли, что при нашем воззрении на
сущность искусства художник и в этом положения не теряет существенного характера, принадлежащего не поэту или художнику в частности, а вообще человеку во всей его деятельности, — того существеннейшего человеческого права и качества, чтобы смотреть на объективную действительность только как на материал, только как на поле своей деятельности, и, пользуясь ею, подчинять ее себе.
По нашему понятию о
сущности искусства, стремление к произведению прекрасного в смысле грациозного, изящного, красивого не есть еще искусство; для искусства, как увидим, нужно более; потому произведений архитектуры ни в каком случае мы не решимся назвать произведениями искусства.
Неточные совпадения
— Полноте, полноте лукавить! — перебил Кирилов, — не умеете делать рук, а поучиться — терпенья нет! Ведь если вытянуть эту руку, она будет короче другой; уродец, в
сущности, ваша красавица! Вы все шутите, а ни жизнью, ни
искусством шутить нельзя! То и другое строго: оттого немного на свете и людей и художников…
В
сущности, «святое
искусство» привело ее в помойную яму, но голова ее сразу так закружилась, что она не могла различить этого.
Ведь они ничего не понимают, ничему не сочувствуют, даже ума у них нет, ni esprit, ni intelligence, а одно только лукавство да сноровка; ведь, в
сущности, и музыка, и поэзия, и
искусство им одинаково чужды…
Но мы уже заметили, что в этой фразе важно слово «образ», — оно говорит о том, что
искусство выражает идею не отвлеченными понятиями, а живым индивидуальным фактом; говоря: «
искусство есть воспроизведение природы в жизни», мы говорим то же самое: в природе и жизни нет ничего отвлеченно существующего; в «их все конкретно; воспроизведение должно по мере возможности сохранять
сущность воспроизводимого; потому создание
искусства должно стремиться к тому, чтобы в нем было как можно менее отвлеченного, чтобы в нем все было, по мере возможности, выражено конкретно, в живых картинах, в индивидуальных образах.
14) Область
искусства не ограничивается областью прекрасного в эстетическом смысле слова, прекрасного по живой
сущности своей, а не только по совершенству формы:
искусство воспроизводит все, что есть интересного для человека в жизни.