«Когда Бог хотел
сотворить человека, Закон сказал Ему: «если Ты сотворишь человека и он кончит грехопадением, как найдет он силу переносить кару, которую Ты ему назначишь?» Святой, да будет Он благословен, отвечает ему: «Я создал покаяние раньше создания мира».
В момент создания человека, Святой, да будет Он благословен, говорит миру: «Мир, мир! знай, что ты, как и управляющие тобою законы, существуете только силой Закона: поэтому Я
сотворил человека и водворил его у тебя, дабы он посвящал себя изучению Закона.
Образ Божий дан человеку, он вложен в него как неустранимая основа его бытия, подобие же есть то, что осуществляется человеком на основе этого образа, как задача его жизни [Различие между образом и подобием Божьим было сделано уже Оригеном: «Моисей, когда рассказывает о первом сотворении человека, говорит: и рече Бог:
сотворим человека по образу нашему и по подобию.
Неточные совпадения
Бог абсолютно возвышается над
человеком, «во свете живет неприступном, которого никто не видел из
людей и видеть не может» [Неточная цитата из Первого послания к Тимофею св. апостола Павла (6:16).], и в то же время бесконечно уничижается, снисходит к миру, являет себя миру, вселяется в
человека («приидем и обитель у него
сотворим» [Ин. 14:23.]).
Мысль рождается не из пустоты самопорождения, ибо
человек не Бог и ничего
сотворить не может, она рефлектируется из массы переживаний, из опыта, который есть отнюдь не свободно полагаемый, но принудительно данный объект мысли [Эту мысль С. Н. Булгаков впоследствии развил в своей работе «Трагедия философии» (1920–1921), о которой писал в предисловии: «Внутренняя тема ее — общая и с более ранними моими работами (в частности, «Свет невечерний») — о природе отношений между философией и религией, или о религиозно-интуитивных отношенях между философией и религией, или о религиозно-интуитивных основах всякого философствования.
Человек своею волею не может прибавить себе и локтя роста, он сам для себя дан, и лишь Создатель силен освободить его от уз данности,
сотворить его сызнова, хотя и при этом не нарушается свобода твари.
И
сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его (Быт. 1:27).
«И
сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию
сотворил его, мужчину и женщину
сотворил его» (Быт. 1:27).
Григорий Нисский отрицает изначальную двуполость
человека, подвергая своеобразной экзегезе текст Бытия 1:27: «Сказано:
сотвори Бог
человека, по образу Божию
сотвори его; творение созданного по образу приводится к окончанию.
Ибо Писание сперва говорит:
сотвори Бог
человека по образу Своему, показывая сими словами, как говорит Апостол, что в таковом несть мужеский пол, ни женский; потом присовокупляет отличительные свойства человеческого естества, а именно: мужа и жену
сотвори их».
И сказал Господь Бог (Ягве Елогим): не хорошо быть
человеку одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему».
Гнушение браком строго осуждается церковными канонами [Правило св. Апостолов 51: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или дьякон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая
человека, мужа и жену
сотворил их, и таким образом хуля клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от Церкве.
Потом он прибавляет: и
сотвори Бог
человека, по образу Божию
сотвори его, мужа и жену
сотвори их, и благослови их.
Однако в этом единении с миром для
человека таится и опасность, которая может угрожать ему даже и смертью, хотя «Бог и не
сотворил смерти», но «создал
человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем.
Но в то же время мир был только предсотворен в
человеке, который должен был со своей стороны
сотворить самого себя собственной свободой и лишь затем вступить во владение миром, осуществив общий план творения.
В одной из последних своих работ, «Софиология смерти», Булгаков писал: «Если смерти Бог не
сотворил, то это значит, что в
человеке по сотворении заложена по крайней мере возможность бессмертия и отсутствует необходимость смерти.
Безрелигиозное сознание мысленно исправляет дело Божье и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу следовало бы насильственно создать космос,
сотворить людей неспособными к злу, сразу привести бытие в то совершенное состояние, при котором не было бы страдания и смерти, а людей привлекало бы лишь добро.
Неточные совпадения
Упоминалось о том, что Бог
сотворил жену из ребра Адама, и «сего ради оставит
человек отца и матерь и прилепится к жене, будет два в плоть едину» и что «тайна сия велика есть»; просили, чтобы Бог дал им плодородие и благословение, как Исааку и Ревекке, Иосифу, Моисею и Сепфоре, и чтоб они видели сыны сынов своих.
— Я часто гуляю в поле, смотрю, как там казармы для артиллеристов строят. Сам — лентяй, а люблю смотреть на работу. Смотрю и думаю: наверное,
люди когда-нибудь устанут от мелких, подленьких делишек, возьмутся всею силою за настоящее, крупное дело и —
сотворят чудеса.
Без любви к своей земле
человек бессилен что-нибудь
сотворить, бессилен овладеть землей.
— Да, чудны дела Господни! Все-то Господь в премудрости своей к наилучшему
сотворил. Летом, когда всякий злак на пользу
человеку растет, — он тепло дал. А зимой, когда нужно, чтобы землица отдохнула, — он снежком ее прикрыл.
— Постой, голубчик! — закричал кузнец, — а вот это как тебе покажется? — При сем слове он
сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок. — Постой же, — сказал он, стаскивая его за хвост на землю, — будешь ты у меня знать подучивать на грехи добрых
людей и честных христиан! — Тут кузнец, не выпуская хвоста, вскочил на него верхом и поднял руку для крестного знамения.