Неточные совпадения
Мир не создается актом
творения, он происходит из Единого, как бы изливаясь из божественной полноты подобно
свету из солнца; он есть эманация [Эманация (позднелат. emanatio — истечение, исхождение) — термин античной философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших.] божества, подчиненная «закону убывающего совершенства» (Целлер).
Не знаю, возможно ли сие природам высшим и духовным, которые, будучи ближе к Богу и озаряясь всецелым
светом, может быть, видят Его, если не вполне, то совершеннее и определеннее нас и притом, по мере своего чина, одни других больше и меньше»» [
Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, изд. 3‑е, часть III. M., 1889, стр, 14–15.].
Как Он мог бы распространять свой
свет среди всех
творений и как они могли бы Его понять?..
Поэтому при противопоставлении
творения и эманации главный спор идет не о Боге, но о мире, не о божественной основе мира, но об его тварной природе: есть ли мир только пассивно рассеивающая и ослабляющая лучи божественного
света среда, или же он по-своему собирает, отражает и проявляет их? есть ли особый фокус мира, возможен ли мир наряду с Абсолютным и как и в каком смысле возможен?
Здесь адское начало вводится как принцип
творения, который затем лишь обессиливается началом
света, т. е. уже чисто божественным принципом бытия.
Таким образом, возможность зла и греха, как актуализации ничто, была заранее дана в мироздании: благость и любовь, проявившиеся в
творении мира, не остановились и перед тем, чтобы смириться, дав место бунтующему, хаотическому ничто, которое возможность самоутверждения получает лишь благодаря всему, как тьма и тень получают свое бытие только от
света, хотя и стремятся с ним соперничать.
Природа нашего спасения должна быть понимаема не в
свете формально-юридической теории возмездия, но в связи с общим учением о сотворении человека, причем его спасение может явиться только новым
творением, точнее, продолжением его
творения.
Неточные совпадения
Если бы я имел ясное понятие о
творении, то, вероятно, сказал бы тогда, что мой отец (которого я знал хромым) так и был создан с палкой в руке, что бабушку бог сотворил именно бабушкой, что мать моя всегда была такая же красивая голубоглазая женщина с русой косой, что даже сарай за домом так и явился на
свет покосившимся и с зелеными лишаями на крыше.
Воистину бог от века был в теснейшем союзе с натурою, и союз сей не на чем ином мог быть основан, как на том, что служит основанием всякого истинного союза и первее всего союза брачного, — разумею на взаимном самоотвержении или чистой любви, ибо бог, изводя из себя
творение, на него, а не на себя, обращал волю свою, а подобно сему и тварная натура не в себе, а в боге должна была видеть цель и средоточие бытия своего, нетленным и чистым сиянием божественного
света должна была она вечно питать пламенное горение своего жизненного начала.
Твое спокойствие мне всего дороже: ты не могла им наслаждаться, пока взоры
света были на нас устремлены. Вспомни всё, что ты вытерпела, все оскорбления самолюбия, все мучения боязни; вспомни ужасное рождение нашего сына. Подумай: должен ли я подвергать тебя долее тем же волнениям и опасностям? Зачем силиться соединить судьбу столь нежного, столь прекрасного создания с бедственной судьбою негра, жалкого
творения, едва удостоенного названия человека?
Итак, трудись теперь, профессор мой почтенный, // Копти над книгами, и день и ночь согбенный! // Пролей на знания людские новый
свет, // Пиши
творения высокие, поэт, — // И жди, чтоб мелочей какой-нибудь издатель, // Любимцев публики бессовестный ласкатель. // Который разуметь язык недавно стал, // Пером завистливым тебя везде марал… // Конечно, для него довольно и презренья!.. // Холодность публики — вот камень преткновенья, // Вот бич учености, талантов и трудов! // и проч.
Но скоро восходящее светило дня пробудило все
творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами
света.