На Страшном суде человек, поставленный лицом к лицу с Христом и в Нем познавший истинный закон своей жизни, сам сделает в свете этого сознания оценку своей свободе в соответствии тому «подобию», которое создано творчеством его жизни, и сам
различит в нем призрачное, субъективное, «психологическое» от подлинного, реального, онтологического.
Неточные совпадения
Злоупотребления, проистекающие вследствие одностороннего развития чувства
в религии, Гартман
различает троякого рода: чувственные, эстетические и мистические.
Кто погружается
в свое мистическое религиозное чувство, тот как бы смотрит
в темную бездну,
в которой он ничего не может
различить и распознать: или, что то же самое, он видит словно всенаполняющий блеск абсолютного света, ослепляющего его зрение.
Можно
различать это понятие
в более узком и более обширном смысле.
К ним неожиданно приближается
в этом отношении и Вл. Соловьев, который вообще грешит чрезмерным рационализмом
в своем богословии [Поэтому приходится очень
различать в Соловьеве поэта-мистика, с огромным и исключительной значительности религиозным опытом, и рационалиста-метафизика.
Соловьев явно смешивает или, по крайней мере, недостаточно
различает Бога, как НЕ-что отрицательного богословия, и Бога, раскрывающегося
в мире [Вот типичное смешение: «Мы обозначим этот фазис абсолютно сущего как Эн-соф или Бог-Отец (прабог)» (I, 347).
Можно
различить три пути религиозного сознания: богопознание more geometrico или analytico, more naturali или mystico и more historico или cmpirico [Геометрическое или аналитическое, натуральное (естественное) или мистическое и историческое или эмпирическое (опытное) (лат.).], — отвлеченное мышление, мистическое самоуглубление и религиозное откровение, причем первые два пути получают надлежащее значение только
в связи с третьим, но становятся ложны, как только утверждаются
в своей обособленности.
В конце концов получается система всеобщего, универсального тожества [A. Drews
различает (
в «Die Religion als Selbstbewusstsein Gottes», 1906) два типа религии: Kausalitätsreligion, к которой он относит религию иудеохристианского типа, и Identitätsreligion108 — религии имманентного типа, как-то: буддизм и измышляемая им самим религия конкретного монизма.
Он
различает четыре вида природы, которые объемлют
в себе и Божество и тварь: природа «не творящая и несотворенная» или Божество вне творения, «природа творящая и несотворенная» или Божество
в творении, затем природа «сотворенная творящая», как совокупность творческих идей или природа идеальная, и, наконец, природа «не творящая и сотворенная» или мир.
Абсолютное выше бытия, оно создает бытие, и это создание есть творение из ничего, положение бытия
в небытии [Вопрос этот составлял предмет спора между итальянскими мыслителями Розмини и Джоберти, причем первый определяет Бога именно как абсолютное бытие, второй же
различает сущее и существующее, причем, по формуле Джоберти, сущее творит существующее (ср.
В. Эрн.
Однако то, чего мы не можем зреть непосредственно по недосягаемости для нас, мы постигаем
в мире
в его действии, подобно тому как мы видим свет и невидимого солнца и
в этом свете
различаем предметы.
Все это сотворено творческим словом Божиим, но уже не из ничего, а из земли, как постепенное раскрытие ее софийного содержания, ее идейной насыщенности [Св. Григорий Нисский развивает мысль о том, что
в творении мира нужно
различать два акта, — общее и частное творение, — «
в начале» и
в течение шести дней, причем общее творение соответствует созданию
в уконемеона-матери бытия, а второе — выявление всего, находившегося
в состоянии меональной аморфности.
Поэтому
в человеке действительно резюмируется весь животный мир, и
в этом филогенезисе пока видят и
различают лишь ничтожную часть.
Розанов знает пол тела и телесное соединение, но плохо
различает пол души и брачность духа, потому для него остается закрытой природа «третьего пола» («нечетных духов»),
в которой он видит исключительно половое уродство «урнингов», гомосексуализм, вообще дефектность пола.
Поэтому
в религии можно
различить две задачи: богооткровение и богодействие.
Ведь следует
различить действие Бога
в мире, хотя и совершаемое
в человеке и чрез человека (что и есть теургия
в собственном и точном смысле слова), от действия человеческого, совершаемого силой божественной софийности, ему присущей.
Однако язычество здесь, как и
в других отношениях, обладало религиозным ясновидением, способностью
различать естественные иконы Божества
в природе и человеке.
Человек ощущал природу так, как теперь он ощущает лишь равных себе людей; он
различал в ней добрые и злые влияния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил и ненавидел ее, величался и унижался перед ней; словом, это было постоянное ощущение любовного единения с ней — без сомнения и без удивления, с простыми и естественными ответами на вопросы, которые природа задавала человеку.
Неточные совпадения
Стародум(с важным чистосердечием). Ты теперь
в тех летах,
в которых душа наслаждаться хочет всем бытием своим, разум хочет знать, а сердце чувствовать. Ты входишь теперь
в свет, где первый шаг решит часто судьбу целой жизни, где всего чаще первая встреча бывает: умы, развращенные
в своих понятиях, сердца, развращенные
в своих чувствиях. О мой друг! Умей
различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце.
Очевидно, здесь разумеются обыватели вообще; однако же и
в сем общем наименовании необходимо
различать: во-первых, благородное дворянство, во-вторых, почтенное купечество и, в-третьих, земледельцев и прочий подлый народ.
Как истинный администратор он
различал два сорта сечения: сечение без рассмотрения и сечение с рассмотрением, и гордился тем, что первый
в ряду градоначальников ввел сечение с рассмотрением, тогда как все предшественники секли как попало и часто даже совсем не тех, кого следовало.
Стонала вся слобода. Это был неясный, но сплошной гул,
в котором нельзя было
различить ни одного отдельного звука, но который всей своей массой представлял едва сдерживаемую боль сердца.
Он мало вникал
в то, что говорил брат. Вглядываясь за реку на пашню, он
различал что-то черное, но не мог разобрать, лошадь это или приказчик верхом.