Они будут правы в своем упреке, если только и сами не будут забывать, что в этих понятиях и для них самих не содержится никакого определенного смысла, — он вкладывается только данной философемой; другими словами, проблема трансцендентного (и соотносительного с ним имманентного) представляет собой последнюю и наиболее обобщающую
проблему философии и, следовательно, уже включает в себя всю систему.
Неточные совпадения
Проблема религии, поставленная «трансцендентально», быть может, всего удобнее вводит в
философию религии, причем она представляет собой полную аналогию основным
проблемам, исследованным в трех критиках: Канта.
Для
философии Бог есть
проблема, как и все для нее есть и должно быть
проблемой.
Разумеется,
философия неизбежно стремится при этом к абсолютному, к всеединству, или к Божеству, насколько оно раскрывается в мышлении; в конце концов и она имеет своей единственной и универсальной
проблемой — Бога, и только Бога, она тоже есть богословие, точнее — богоискание, богоисследование, богомышление.
Проблематичность — такова природа всякого объекта
философии; любовь выражается здесь в философском сомнении и рефлексии, в вопросительном знаке, поставленном над данным понятием и превращающем его в
проблему.
Откровения же
философии суть для нее лишь темы и
проблемы, ранее критического исследования не имеющие никакой философской значимости.
Возвращаясь к нашей исходной
проблеме — возможна ли религиозная
философия и как она возможна, — мы должны настойчиво указать, что если действительно в основе философствования лежит некое «умное ведение», непосредственное, мистически-интуитивное постижение основ бытия, другими словами, своеобразный философский миф, хотя и не имеющий яркости и красочности религиозного, то всякая подлинная
философия мифична и постольку религиозна, и потому невозможна иррелигиозная, «независимая», «чистая»
философия.
Но для
философии эти догматы становятся именно только темами, мотивами, заданиями,
проблемами, а в ней они должны стать выводом, конечным результатом философствования.
Христианская
философия есть философствование христиан, которые стремятся философски осознать свое религиозное бытие, подобно тому как и всякая
философия есть
философия кого-нибудь и о чем-нибудь, а «
философия вообще» есть призрак и предрассудок, гегелевский фантом [Подробнее
проблему соотношения «
философии вообще» и «
философии о чем-нибудь» Булгаков развивает в «
Философии хозяйства» (М., 1990.
И то и другое, и многообразие и сродство, составляет одну из важных
проблем религиозной
философии.
Если перевести этот основной и элементарный факт религиозного сознания на язык религиозной
философии, мы тотчас же увидим, что перед нами явно противоречивое сочетание понятий, приводящее к антиномии [
Проблема антиномизма в мышлении наиболее радикально поставлена в книге свящ.
Можно сказать, что религиозная
философия не знает более центральной
проблемы, нежели о смысле божественного Ничто.
Эта
проблема вполне аналогична
проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в
философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Проблемы богопознания в
философии Мальбранша.
Уже ранняя греческая
философия с ее космологизмом наталкивается на эту
проблему, давая ей разные решения.
Перед этой
проблемой в естественном и законном бессилии остановилась античная
философия, как неизбежно останавливается и всякая «чистая
философия», заведомо не занимающаяся мифологизированием.
Вот почему
проблема реальности внешнего мира представляет такой тяжелый крест для идеалистической
философии, ибо эта реальность недоказуема мыслительными средствами, она только ощутима чувственностью, и в этом же состоит причина нерасторжимости логического и алогического начал, столь характерной для всего бытия.