Неточные совпадения
«Для религии, правда, существенно размышление… но оно не направлено… на сущность высшей
причины самой по себе или в ее отношении к тому, что одновременно есть и
причина и следствие; напротив, религиозное размышление есть лишь (!) непосредственное сознание, что все конечное
существует лишь в бесконечном и через него, все временное в вечном и через него.
Особую разновидность естественной религии, или «религии вообще», составляет так наз. теософическая доктрина, согласно которой все религии имеют общее содержание, говорят одно и то же, только разным языком, причем надо отличать эзотерическое учение, ведомое лишь посвященным, и экзотерическое, существующее для profanum vulgus [Непосвященная толпа (лат.) — выражение Горация («Оды», II, 1,1)]; различия символики и обряда, обусловливаемые историческими
причинами,
существуют только во втором, но не в первом.
Учение Платона об идеях, вершиной которых является идея Блага, само Божество, необходимо имеет два аспекта, вверх и вниз: идеи имеют самосущее бытие в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное мировому бытию, как быванию, но они же его собой обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами
существует неразрывная связь —
причины и следствия, основы и произведения, эроса и его предмета и т. д.
Эта божественная Первооснова мира и бытия есть и общая субстанция мира, ибо все обосновывается в Едином, имеет в нем и
причину, и цель,
существует только его животворящей силой.
Хотя Он нигде, но все чрез Него, а в Нем, как не существующем, ничто (ως μη δντι μηδέν) из всего, и напротив, все в Нем, как везде сущем; с другой стороны, чрез Него все, потому что Он сам нигде и наполняет все как всюду сущий» (S. Maximi Scholia in 1. de d. п., col. 204–205).], αΰτΟ δε ουδέν (и именно ουδέν, а не μηδέν), как изъятое из всего сущего (ως πάντων ύπερουσίως έξηρημένων), ибо оно выше всякого качества, движения, жизни, воображения, представления, имени, слов, разума, размышления, сущности, состояния, положения, единения, границы, безграничности и всего существующего» (ib.) [Св. Максим комментирует эту мысль так: «Он сам есть виновник и ничто (μηδέν), ибо все, как последствие, вытекает из Него, согласно
причинам как бытия, так и небытия; ведь само ничто есть лишение (στέρησις), ибо оно имеет бытие чрез то, что оно есть ничто из существующего; а не сущий (μη ων)
существует чрез бытие и сверхбытие (ΰπερεΐναι), будучи всем, как Творец, и ничто, как превышающий все (ΰπερβεβηκώς), а еще более будучи трансцендентным и сверхбытийным» (ιϊπεραναβεβηκώς και ύπερουσίως ων) (S.
Хотя в то же время она есть
причина всего, и все
существует от нее и ради нее, и сама она,
существуя раньше всего и просто и неограниченно (απλώς και απεριορίστως), преднаметила в себе все, она должна именоваться во всем (εκ πάντων), однако не в собственном смысле» (κυρίως) [Gregorii Palamae dialogue qui inscribitur Theophanes Sive de divinitatis et rerum divinarum communicabilitate et incommunicabilitate.
Не
существует, стало быть, такого глаза, который мог бы приблизиться к этому всевысочайшему свету и этой всеглубочайшей бездне или найти доступ к ней» [Ср. перевод М. А. Дынника: Бруно Дж. О
причине, начале и едином.
Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же отношения Бога к миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу Бога и его свойства, а именно, что он необходимо
существует; что он един; что он
существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную
причину всех вещей; что все
существует в Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни
существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной природы Бога, иными словами, бесконечного его могущества…
Если устранить эту
причину пространственности, предположив полную и совершенную организованность мирового тела, при которой ничто ничего не вытесняет, но все
существует в единстве, тогда, очевидно, реальность пространства исчезает, оно становится чистой потенциальностью.
Если добро противоположно злу, то
существует много
причин зла, не только
причины и силы, вызывающие зло, но и бессилие, слабость, несогласное смешение неподобного.
Зло является в этом смысле акциденцией (κατά συμβεβηκός),
существуя ради другого, но не по собственной
причине, ибо возникновение кажется правым, возникая ради добра, в действительности же неправо, ибо мы неблагое принимаем за благое…
Если нет
причин считать язычество религией Сына, то в такой же мере и иудейство не является религией Отца, и для этого, также довольно распространенного, мнения не
существует оснований ни в Ветхом, ни в Новом Завете.
Неточные совпадения
— Опять? Однако несколько лет тому назад эта
причина также
существовала, но между тем…
— Революционер — тоже полезен, если он не дурак. Даже — если глуп, и тогда полезен, по
причине уродливых условий русской жизни. Мы вот все больше производим товаров, а покупателя — нет, хотя он потенциально
существует в количестве ста миллионов. По спичке в день — сто миллионов спичек, по гвоздю — сто миллионов гвоздей.
Причина ясная: Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою; а Лиза ведала, какая ненависть
существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение.
И
существуют слишком глубокие
причины, в силу которых философия неизбежно должна будет искать питания в религии, возвратиться к своим истокам.
Кроме этих ближайших
причин,
существуют, вероятно, еще отдаленные, пока недоступные непосредственному наблюдению.