Неточные совпадения
Установление
категорий и их исследование, расценка, систематизация и составляют дело критики, но она никоим образом не в силах породить из себя какого бы то ни было факта, возникая лишь
по поводу факта.
Трансцендентное κατ ξοχη'ν [
По преимуществу (греч.).], как религиозная
категория [Философы могут предъявить протест, зачем мы употребляем многозначные и притом чисто философские термины «трансцендентное» и «имманентное» в применении к религиозным переживаниям.
В дальнейшем мы увидим, что
категория бытия к Божеству сама
по себе не приложима.].
Вещь в себе трансцендентна опыту, —
категории феноменального мира неприложимы к ноумену, совершенно в том же смысле и
по тем же, в сущности, основаниям,
по каким, напр., И. Ск.
Это возникновение не может мыслиться
по категории причинной связи, мир не есть следствие, а Бог не есть его причина, и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается в причинную цепь, в область относительного, но и потому, что causa aequat effectum [Причина равна действию (лат.).], причина объясняет следствие, лишь находясь с ним в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному, и причинное объяснение здесь не пользует нимало.
И то и другое направление порождается стремлением рационализировать сверхрациональное: и монизм, и дуализм одинаково суть порождения рационализма (хотя бы даже и мистического), при котором Бог мыслится
по схемам и
категориям вещного бытия.
Всякие же частные меры, рассматриваемые в
категории средств, могут быть обсуждаемы лишь
по мотивам целесообразности, почему и не может быть начертано единой и неизменной социальной политики христианства (нельзя, напр., сказать, чтобы христианство само
по себе было против социализма, как хозяйственного строя, или же за него).
Неточные совпадения
— Постой, ты смешиваешь понятия; надо разделить
по родам и
категориям: «удобнее и покойнее», с одной стороны, и «веселее и счастливее» — с другой. Теперь и решай!
Мимо везли на буйволах разные клади: видно, буйволы, насчет езды
по жаре, не входили в одну
категорию с лошадьми.
Нужно начать мыслить не
по готовым схемам, не применять традиционные
категории, а мыслить творчески над раскрывающейся трагедией мировой истории.
Но наша национальная мысль очень мало об этом думает или думает
по старым шаблонам,
по привычным
категориям.
Многие традиционно настроенные русские интеллигенты, привыкшие все оценивать
по своим отвлеченно-социологическим и отвлеченно-моралистическим
категориям, почувствовали растерянность, когда от них потребовалась живая реакция на мировые события такого масштаба.