Неточные совпадения
Религиозное
переживание удостоверяет человека в реальности иного, божественного
мира не тем, что доказывает его существование или разными доводами убеждает в необходимости последнего, но тем, что приводит его в живую, непосредственную связь с религиозной действительностью, ему ее показывает.
Итак, в религиозном
переживании дано — и в этом есть самое его существо — непосредственное касание
мирам иным, ощущение высшей, божественной реальности, дано чувство Бога, притом не вообще, in abstracto, но именно для данного человека; человек в себе и чрез себя обретает новый
мир, пред которым трепещет от страха, радости, любви, стыда, покаяния.
Трансцендентное в самом общем смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого опыта, сознания и бытия, вообще «этого
мира», дано в первичном религиозном
переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть основная музыка религии.
Мы не притязаем иметь Бога в чувстве иначе, чем через впечатления, возбужденные в нас
миром, и только в этой форме я мог говорить о Нем… тот, кто это отрицает, с точки зрения своего чувства и
переживания будет безбожником» (102, ср. далее 103).
Мы определили содержание веры как откровение трансцендентного
мира, или
переживание Божества.
Таинственный элемент в таинстве и заключается в этом жизненном общении с тем
миром, который остается для нас закрытым, причем здешний
мир ощущается тогда как вместилище того, другого
мира; короче, таинство есть
переживание трансцендентного в имманентном, сообщение «благодати» творению в определенных таинственных актах.
Основное содержание религиозного
переживания, как касания
миру трансцендентному, запредельному, божественному, явным образом содержит в себе противоречие для рассудочного мышления.
Отрицательное богословие мистиков ничем не отличалось бы от самого плоского агностицизма и атеизма, самодовольно и победоносно выставляющих свое НЕ, если бы оно также не обосновывалось положительно на своем мистическом ДА, если бы день рассудочного отрицания здесь не предварялся ночью, полною голосов и
переживаний иного
мира.
Неточные совпадения
Немецкая монистическая организация, немецкий порядок не допускают апокалиптических
переживаний, не терпят ощущений наступления конца старого
мира, они закрепляют этот
мир в плохой бесконечности.
Было такое впечатление, что существует лишь
мир человеческой мысли о каких-либо предметах, лишь психология чужих
переживаний.
Критическое, рациональное сознание хочет вогнать мистику внутрь, в субъективность, в
переживание, в темный угол, не оставляя для нее места в объективном, в Божьем
мире, в истории, в космосе, которые целиком отдаются во власть рациональности.
Таким шагом назад является субъективная мистика
переживаний, мистика благополучная, не катастрофическая, не ведающая ответственности за исторические судьбы народа, человечества и
мира.
«
Переживание» мы находим не только в душе человека, но и в душе
мира, в истории, в культуре.