Неточные совпадения
Однако я слышу обычное в таких случаях возражение: возможна и
существует атеистическая религия [Термин Э. Геккеля, употребленный им в его популярной книге «Мировые загадки».], утверждающая своей основой не Бога, но
небытие, ничто, и религия эта имеет мировое значение, считает сотни миллионов последователей: это — буддизм.
Это НЕ не есть даже ничто, поскольку и с ним еще связано отношение к какому-либо что (ибо
небытие есть лишь спутник бытия, и ничто — тень что, а как самостоятельное понятие вовсе не
существует); оно есть Сверх-что.
Хотя Он нигде, но все чрез Него, а в Нем, как не существующем, ничто (ως μη δντι μηδέν) из всего, и напротив, все в Нем, как везде сущем; с другой стороны, чрез Него все, потому что Он сам нигде и наполняет все как всюду сущий» (S. Maximi Scholia in 1. de d. п., col. 204–205).], αΰτΟ δε ουδέν (и именно ουδέν, а не μηδέν), как изъятое из всего сущего (ως πάντων ύπερουσίως έξηρημένων), ибо оно выше всякого качества, движения, жизни, воображения, представления, имени, слов, разума, размышления, сущности, состояния, положения, единения, границы, безграничности и всего существующего» (ib.) [Св. Максим комментирует эту мысль так: «Он сам есть виновник и ничто (μηδέν), ибо все, как последствие, вытекает из Него, согласно причинам как бытия, так и
небытия; ведь само ничто есть лишение (στέρησις), ибо оно имеет бытие чрез то, что оно есть ничто из существующего; а не сущий (μη ων)
существует чрез бытие и сверхбытие (ΰπερεΐναι), будучи всем, как Творец, и ничто, как превышающий все (ΰπερβεβηκώς), а еще более будучи трансцендентным и сверхбытийным» (ιϊπεραναβεβηκώς και ύπερουσίως ων) (S.
Парменид учит нас, что есть только бытие,
небытия же вовсе не
существует; правда, он имел при этом в виду свое неподвижное, абсолютное Единое, субстанцию мира, которой только и принадлежит бытие, вне же ее ничего нет. В применении к такому понятию абсолютного, очевидно, не имеет никакого значения идея
небытия. Однако не так просто обстоит это в применении к действию Абсолютного, к творческому акту, которым оно вызывает к существованию несуществовавшее доселе, т. е.
небытие, творит из ничего.
Но, должны мы тем не менее настойчиво указать, в Абсолютном нет и бытия, которое соотносительно
небытию, с ним сопряжено, не
существует вне
небытия; последнее ведь только и полагается в бытии, на фоне бытия, как его грань.
Поэтому, хотя и прав остается Парменид, что в Абсолютном, как пребывающем выше бытия, не
существует и
небытия, но Бог, полагая относительное, т. е. бытие, косвенно дает бытие и
небытию.
Максим сопоставляет тварное бытие и
небытие с Божественным НЕ-что отрицательного богословия: «и не сущий
существует чрез бытие и
небытие, будучи всем как творец, и будучи ничто, как трансцендентный, вернее же сущий трансцендентно и сверхбытийно» (και μη ων εστί δια του είναι καϊ ύπερεΐναι, πάντα ων, ως ποιητής, και μηδέν ων, ως ύπερβεβηκώς μάλλον δε και Οπεραναβεβηκώς και ύπερουσίως ων.).].
Вся неисходность противоположения единого и всего, заключенная в понятии всеединства, сохраняется до тех пор, пока мы не берем во внимание, что бытие
существует в ничто и сопряжено с
небытием, относительно по самой своей природе, и идея абсолютного бытия принадлежит поэтому к числу философских недоразумений, несмотря на всю свою живучесть.
Должны
существовать идеи не только настоящих вещей, но и прошедших, даже идеи отрицания, относительного, гибнущего, смерти, уничтожения и под Сила этого аргумента заключается в прямом отожествлении понятий, возникающих в мире явлений и по поводу их, с самыми идеями, но это прямолинейное отожествление отнюдь не вытекает из платоновского учения, ибо мир идей, хотя и имманентен миру явлений, как его основа, но вместе с тем и принципиально от него отличается Идеи в нем погружены в становление и
небытие, терпят многочисленные преломления и отражения, собственно и составляющие область относительного.
Вполне внеидейного или антиидейного бытия не
существует [Поэтому я отказываюсь принять категорию вполне антиидейных существ, как бы сгустков одного лишь
небытия, которую устанавливает кн.
Существует постоянное взаимопросачивание бытия и
небытия, во все слои и прослойки бытия проникает или может проникнуть едкая влага
небытия, разлагающая связность и цельность его ткани.