Мировому бытию может быть, далее, приписана некоторая, хотя и ущербленная, реальность, производная от Абсолютного; так стоит дело в системе статического пантеизма Спинозы, а также и динамического пантеизма Гартмана и Древса:
мир возникает, согласно учению последних, вследствие некоторого «скандала» в абсолютном, — появления слепой и бессмысленной воли к бытию, вызвавшей против себя логическую реакцию в недрах абсолютного, причем для ликвидации этого недоразумения потребовался целый мировой процесс.
Неточные совпадения
Имя Божие — есть как бы пресечение двух
миров, трансцендентное в имманентном, а потому «имяславие» [Течение в православии, которое
возникло в среде афонских монахов в 1912–1913 гг.
Мышление есть Абсолютное в философии, тот свет, в котором логически
возникает и
мир, и Бог.
У него как бы отсутствует умопостигаемый
мир идей (София), помещающийся между Богом и
миром в системе платонизма, поэтому для Аристотеля
возникает опасность полного религиозного имманентизма, растворения Бога в
мире, миробожия.
Ничто здесь есть некая божественная ύλη, первоматерия, в которой и из которой закономерно диалектически
возникает все, и божество, и
мир, и человек.
Они находятся в определенном иерархическом соотношении, как ступени самооткровения Ничто. Онтологически единосущны и
мир, и бог, насколько оба они суть модусы Ничто, в котором
возникает все. И если на пути возвращения к этому Ничто человек должен восходить к богу (или богам), а далее проходить чрез бога и за бога, то лишь потому, что нельзя подняться на последнюю ступень, минуя предпоследнюю, а богобытие и есть эта предпоследняя ступень.
Если
мир не сотворен, но диалектически
возникает в абсолютном и ему единосущен, то он, следовательно, вечен и субстанциален в своей основе; с другой же стороны, и бог здесь не абсолютен и самоосновен в своем бытии, но рождается или происходит в абсолютном Ничто-все.
Если
мир.
возникает только в процессе удаления из абсолютного, его убыли, и лишь в этой убыли и состоит его собственная природа, то, очевидно, миротворящее начало есть прогрессивно возрастающий минус абсолютного, или погружение его во зло: отсюда получается неизбежный антикосмизм, и самого Плотина лишь эллинский дух да непоследовательность спасали от сатанинского вывода, формулированного Мефистофелем...
Бог
возникает лишь вместе с
миром: «о Боге говорят и возвещают все твари.
Практическое устремление религии Abgeschiedenheit есть буддийская нирвана, не только акосмизм, но и антикосмизм: вырваться из
мира, который
возникает чрез раздвоение твари и Бога, в изначальное божественное ничто. Очевидно, это воззрение не дает места идее истории, мирового процесса, мирового свершения: идеал восстановления первоначального состояния, апокатастасйс, есть здесь голое отрицание
мира.
Беме в качестве основной задачи ставит себе опирающуюся на мистический опыт «дедукцию» Бога и
мира: каким образом из Ничто или в Ничто
возникает Бог, а в Боге или из Бога
возникает мир?
«Мы дети вечности, а этот
мир есть вырождение из вечного, и его воспринимаемость
возникает в гневе; его корень есть вечная природа, но вырожденная ибо так было не от вечности, есть разрушение, и все должно возвратиться в вечное существо»***.
Бог творит
мир, — в Абсолютном сверхъединстве непостижимым образом
возникает относительное и множественное, космическое εν και παν.
Мир по силе необходимости здесь
возникает, но в то же время сам он для себя является случайностью, не имеет собственного задания и смысла.
«Мы не можем сказать, что этот
мир создан из чего-либо,
возникло лишь вожделение из свободного наслаждения, что безосновность, как высшее благо, или сущность, как вечная воля, созерцает в наслаждении (Lust), как в зеркале» (IV, 424, § 7).];
мир есть модус абсолютной субстанции, — на разные лады, но в одинаковом смысле отвечают Дж. Бруно, Спиноза, разных оттенков пантеисты и монисты; следовательно, напрашивается неизбежное заключение —
мира нет в его самобытности и относительности, а существует только Абсолютное.
Здесь
возникает основной, можно сказать даже роковой, вопрос софийной космологии, в сущности, поставленный уже Аристотелем: что же представляет собой этот
мир, как не бессмысленное и ненужное повторение
мира идей, его удвоение? В чем состоит творческий акт, которым создается
мир как нечто новое?
Античная философия, хотя и умела подсмотреть ничто как скрытую подоснову бытия, но оставалась бессильна перед задачей объяснить: каким образом ничто становится χώρα, или ουκ öv превращается в μη öv, иначе говоря, как
возникает мир явлений?
Каким образом
возникает мир, т. е. это смешение бытия и небытия, каким образом вообще создается бытие и сверхбытийные семена бытия погружаются в ничто?
Из этого самосознания рождается космоургическая тоска искусства,
возникает жажда действенности: если красота некогда спасет
мир, то искусство должно явиться орудием этого спасения.
Теория «естественного права»
возникла в античном
мире, но наивысшее развитие получила в трудах философов-просветителей.
Неточные совпадения
Он не был ни технолог, ни инженер; но он был твердой души прохвост, а это тоже своего рода сила, обладая которою можно покорить
мир. Он ничего не знал ни о процессе образования рек, ни о законах, по которому они текут вниз, а не вверх, но был убежден, что стоит только указать: от сих мест до сих — и на протяжении отмеренного пространства наверное
возникнет материк, а затем по-прежнему, и направо и налево, будет продолжать течь река.
Оставшись одна, Долли помолилась Богу и легла в постель. Ей всею душой было жалко Анну в то время, как она говорила с ней; но теперь она не могла себя заставить думать о ней. Воспоминания о доме и детях с особенною, новою для нее прелестью, в каком-то новом сиянии
возникали в ее воображении. Этот ее
мир показался ей теперь так дорог и мил, что она ни за что не хотела вне его провести лишний день и решила, что завтра непременно уедет.
Волшебный
мир, в который он уже вступал, который уже
возникал из туманных волн прошедшего, шевельнулся — и исчез.
Но, не слушая или не слыша возражений, толстовец искусно — как находил Клим — изображал жуткую картину: безграничная, безмолвная тьма, в ней, золотыми червячками, дрожат, извиваются Млечные Пути,
возникают и исчезают
миры.
Далее по всем направлениям колонии проложены и пролагаются вновь шоссе, между портами учреждено пароходство;
возникло много новых городов, которых имена приобретают в торговом
мире более и более известности.