Та меональная основа телесности, которая в
духовном теле остается лишь в потенциальности, ибо побеждена и до конца преодолена идеей, здесь, в «земном теле», утверждает свою актуальность, а идея становится только искомой и заданной; отсюда и возникает процесс, развитие, становление.
Неточные совпадения
Итак, Бога не должно считать каким-либо
телом или пребывающим в
теле, но простою
духовною природой (intellectualis natura), не допускающей в себе никакой сложности.
Определив личность как симптом ущемленное» духа
телом, Древе без труда справляется с этим призраком рационализма и совершенно отвергает идею личности в применении к существу абсолютно
духовному.
Но христианство есть религия не только спасения души, а и
духовного прославления
тела.
Телесность по существу своему вовсе не есть противоположность духу, ибо существует и
духовная телесность, «
тело духовное», о котором говорит ап.
Павел: «если есть
тело душевное, есть и
духовное — πνευματικόν» (1 Кор. 15:44), и именно такая телесность и содержит в себе онтологическую норму
тела.
Об этом свидетельствует нам
духовный опыт святых, стяжавших благодать св. Духа и ософиенных в земном
теле своем: они испытывали
духовное услаждение всеми своими чувствами (ср., напр., рассказ Мотовилова [О цели христианской жизни.
При этом не понимают, что аскетическая борьба с чувственностью в христианстве проистекает именно из любви к ноуменальной, софийной чувственности, или красоте
духовной, и вражда с
телом мотивируется здесь высшею любовью к
телу, что яснее всего выражается в почитании св. мощей, как духоносного, просветленного
тела.
И то, что мы в мире дальнем познаем как стремление каждого земного существа к своей идее, как эрос творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение формы и материи, идеи и
тела,
духовная, святая телесность.
Духовная телесность не связана пространственностью [Даже расширение опыта в сторону оккультизма дает уже преодоление пространственности: «астральное»
тело не связано пространством, на чем основана возможность «астрального выхождения», появления двойников и разные телепатические явления.], как границей, а потому внешняя форма должна уступить здесь форме внутренней, однако же ощутимой и осуществляемой образно и телесно.
«Есть
тела небесные и
тела земные» — και σώματα επουράνια και σώματα επίγεια (1 Кор. 15:40), говорит апостол, намечая всю противоположность между телесностью святой,
духовной и земной, плотской.
Наконец, это же самое человек в
духовной работе производит и над самим собой, созидая свое высшее я, а через него изменяя и свое
тело.
178–183, 209–212, 334–339.] (вслед за св. Максимом Исповедником): если Спаситель и являлся ученикам в мужском
теле, то лишь потому, что они иначе не узнали бы Его; но через переход в
духовное состояние в Нем уничтожилось различие мужского и женского полов [De div. nat.
Ангелы же не имеют сопряженного
тела (συνεξευγμένον σώμα ουκ εχουσι), почему не имеют его и в подчинении уму» (с. 1165). «
Духовная природа ангелов не имеет такой же энергии жизни, ибо она не получила образованного Богом из земли
тела с тем, чтобы принять для этого и жизнетворящую силу» (col. 1140).
Федоров все время думает о воскрешении Лазаря, а не о воскресении Христа, об оживлении трупа, первоначально разложившегося, но вновь воссозданного средствами науки, а не о воскресении
тела духовного, прославленного и преображенного.
Эти муки осознанного и тем не менее упорствующего «психологизма» не ограничиваются только
духовными страданиями, ибо человек есть воплощенный дух, который неразрывно связан с чувственностью, т. е.
телом.
Отрицать телесные страдания в угоду надменному спиритуализму невозможно для того, кто понимает
духовную природу чувственности и нерасторжимость духа и
тела.
Неточные совпадения
Вот на пути моем кровавом // Мой вождь под знаменем креста, // Грехов могущий разрешитель, //
Духовной скорби врач, служитель // За нас распятого Христа, // Его святую кровь и
тело // Принесший мне, да укреплюсь, // Да приступлю ко смерти смело // И жизни вечной приобщусь!
Даже с практической стороны он не видит препятствия; необходимо отправиться в Среднюю Азию, эту колыбель религиозных движений, очистить себя долгим искусом, чтобы окончательно отрешиться от отягощающих наше
тело чисто плотских помыслов, и тогда вполне возможно подняться до созерцания абсолютной идеи, управляющей нашим
духовным миром.
И покаюся тебе, как отцу
духовному, я лучше ночь просижу с пригоженькою девочкою и усну упоенный сладострастием в объятиях ее, нежели, зарывшись в еврейские или арабские буквы, в цифири или египетские иероглифы, потщуся отделить дух мой от
тела и рыскать в пространных полях бредоумствований, подобен древним и новым
духовным витязям.
Поступая в познании естества, откроют, может быть, смертные тайную связь веществ
духовных или нравственных с веществами телесными или естественными; что причина всех перемен, превращений, превратностей мира нравственного или
духовного зависит, может быть, от кругообразного вида нашего обиталища и других к солнечной системе принадлежащих
тел, равно, как и оно, кругообразных и коловращающихся…
— Провести вечер с удовольствием! Да знаете что: пойдемте в баню, славно проведем! Я всякий раз, как соскучусь, иду туда — и любо; пойдешь часов в шесть, а выйдешь в двенадцать, и погреешься, и
тело почешешь, а иногда и знакомство приятное сведешь: придет
духовное лицо, либо купец, либо офицер; заведут речь о торговле, что ли, или о преставлении света… и не вышел бы! а всего по шести гривен с человека! Не знают, где вечер провести!