До
грехопадения человек, а в нем и все твари созданы были не бессмертными, но и не смертными: ничто, находясь в состоянии потенциальности, еще было бессильно ввести в мир смерть, но вместе с тем оно не было уже обессилено.
Неточные совпадения
Григорий поясняет, что здесь имеется в виду не восстановление тела в том виде, какой оно имело при смерти, и вообще не материальное тело (σώμα), но некоторое динамическое тело (είδος), через которое совершится «восстановление нашего естества в первобытное состояние» (ib., 314, 322), свойственное
человеку до
грехопадения.
Грехопадение произошло лишь в низшем центре софийной жизни, в творении с его онтологическим центром —
человеком.
Согласно еще более крайнему мнению, принадлежащему Я. Беме, и самый пол есть уже следствие
грехопадения, ибо жена создана
человеку уже после его внутреннего отделения от Jungfrau Sophia [Дева София (нем.).], в первозданном состоянии
человек пребывал сверхполым.
Он говорит, что после совершенного Им — свершилось (ib., 203) (нем.).], пол есть следствие
грехопадения,
человек беспол в первозданном состоянии (ибо, строго говоря, нельзя у Беме говорить об андрогинизме либо бисексуализме, раз София стоит вне пола).
«Когда Бог хотел сотворить
человека, Закон сказал Ему: «если Ты сотворишь
человека и он кончит
грехопадением, как найдет он силу переносить кару, которую Ты ему назначишь?» Святой, да будет Он благословен, отвечает ему: «Я создал покаяние раньше создания мира».
Это различие понимается иногда и иначе: кто в телесности видит род болезни, в создании жены — признак
грехопадения, а в Еве — начало греха, те должны отрицать коренное различие в природе
человека и ангела, видя в
человеке лишь неудавшегося ангела, а в ангеле — нормальный, не уклонившийся от назначения образ
человека.
Такое антиномическое задание, явно нарушающее логический «закон тожества», вытекает в силу логики спасения, не совпадающей с рассудочной логикой, определяется положением
человека после
грехопадения.
Если
грехопадение сопровождалось глубоким извращением в жизни пола, являлось прежде всего болезнью первозданного брака, то в искуплении следует видеть оздоровление природы брака, благодаря которому онтологически он становится уже «во Христа и во Церковь», соответствует его внутренней естественной норме, вытекающей из полноты образа Божия в
человеке.
Перемена в отношениях
человека к миру, выразившаяся в том, что в них ворвалась стихия хозяйственности, получила выражение в суде Божием после
грехопадения.
Хозяйственное, т. е. активно-трудовое, воздействие
человека на природу основано на центральном его положении в мироздании, не утраченном и после
грехопадения.
Но если этим и было обеспечено здоровье и прочность мировой основы, и сделалось уже невозможным новое
грехопадение со всеми его космическими последствиями, то модальное состояние каждого отдельного
человека по-прежнему остается вверено человеческой свободе.
После
грехопадения человек не может уже свободно, своими естественными человеческими силами спастись, вернуться к первоисточнику бытия, так как не свободен уже: природа его испорчена, порабощена стихией зла, наполовину перешла в сферу небытия.
— Я тоже, хоть и ритор ваш, но имею право объяснить вам лишь одно, что они исходят издревле, из первозданного рая, который до
грехопадения человека был озаряем совершенно иным светом, чем ныне мы озаряемы, и при свете этом человеку были ведомы вся тварная природа, он сам и бытие бога; после же склонения человека к своей телесной природе свет этот померк, а вместе с тем человек утратил и свои познания; но милосердый бог не оскудел совсем для него в своей благости.
Издревле чувствовалось и сознавалось также, что корень
грехопадения человека связан с полом, что греховной жизни человека, окованной природной необходимостью, предшествовало падение андрогина, разделение мужского и женского, искажение образа и подобия Божьего и рабское подчинение мужского и женского в природно-необходимом влечении.
Неточные совпадения
Конечно, сударь, и отец и дед мой, все были
люди семьянистые, женатые; стало быть, нет тут греха. Да и бог сказал:"Не добро быти единому
человеку". А все-таки какая-нибудь причина тому есть, что писание, коли порицает какую ни на есть вещь или установление или деяние, не сравнит их с мужем непотребным, а все с девкой жидовкой, с женой скверной. Да и Адам не сам собой в
грехопадение впал, а все через Евву. Оно и выходит, что баба всему будто на земле злу причина и корень.
— Я, батя, книжку одну читал, так там именно сказано: услугами ума, ежели оный верою направляется, отнюдь не следует пренебрегать, ибо
человек без ума в скором времени делается игралищем страстей. А я даже так думаю, что и первое
грехопадение человеческое оттого произошло, что дьявол, в образе змия, рассуждение человеческое затмил.
Удивленный таким ответом, отец Захария спросил, на чем сей юный богослов основывает свое заключение, а тот отвечал, что на том, что в природе много несправедливого и жестокого, и на первое указал на смерть, неправосудно будто бы посланную всем за
грехопадение одного
человека.
Это была земля, не оскверненная
грехопадением, на ней жили
люди, не согрешившие, жили в таком же раю, в каком жили, по преданиям всего человечества, и наши согрешившие прародители, с тою только разницею, что вся земля здесь была повсюду одним и тем же раем.
Грехопадение есть лишь возврат от бытия к небытию, есть свободное сопротивление Божьему творению и Божьей идее о
человеке.