Неточные совпадения
И это потому, что он не видел
в религии самостоятельной
области духа, и не считал религиозного сознания совершенно особой, самобытной стихией сознания вообще, но рассматривал
религию исключительно
в плоскости этики, считая ее как бы музыкой морали и, пожалуй, ее восполнением.
Они могут иметь известное значение (
в чем бы оно ни состояло)
в философии,
в спекулятивном богословии, вообще вне собственной
области религии,
в этой же последней царит радостное непосредственное ЕСИ.
Как известно, главная мысль Шлейермахера состоит
в том, что собственная
область религии есть чувство, которое по природе своей религиозно.
Таковы исключительно элементы
религии, но вместе с тем все они и принадлежат сюда; нет чувства, которое не было бы религиозным (курс. мой), или же оно свидетельствует о болезненном и поврежденном состоянии жизни, которое должно тогда обнаружиться и
в других
областях.
Ибо если они должны иметь значение, то они принадлежат к познанию, а что принадлежит к последнему, то уже лежит
в иной, не религиозной
области жизни» («Речи о
религии», перев. С. Л. Франка, стр.47).
Что вы знаете или мните о природе вещей, лежит далеко
в стороне от
области религии: воспринимать
в нашу жизнь и вдохновляться
в этих воздействиях (вселенной) и
в том, что они пробуждают
в нас, всем единичным не обособленно, а
в связи с целым, всем ограниченным не
в его противоположности иному, а как символом бесконечного — вот что есть
религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть
в природу и субстанцию вещей, есть уже не
религия, а некоторым образом стремится быть наукой…
Между тем замысел учения Шлейермахера
в том именно и состоит, чтобы отвести
религии область чувства
в его обособленном существовании.
Религиозный алогизм Шлейермахера, являющийся следствием его имманентизма, вызвал гневную и резкую критику со стороны представителя противоположного, панлогического полюса
в имманентизме — именно Гегеля, для которого
религия покрывается
областью логического мышления.
Отсюда заключает Гегель, что и «самое скудное определение непосредственного знания
религии… не стоит вне
области мышления… принадлежит мысли» (70) [
В прим. 39 (стр. 419) А. Древе справедливо замечает: «Гегель забывает здесь, что бытие логики обозначает только чистое понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение...
Ведь религиозная вера и мифотворчество не может же быть упразднено
в своей
области какой-либо философемой, и
религия существует с большим достоинством вне всякой философии, нежели с несвободной, а потому и неискренней философией, которая как будто хочет показать своей «апологетикой», что сама
религия нуждается
в апологии, задача апологетики, возомнившей себя религиозной философией, есть поэтому вообще ложная задача, одинаково недостойная и
религии, и философии, ибо
в ней соединяется отсутствие религиозной веры и свободного философского духа.
Можно стоять вне философии и выше нее, вообще, находясь
в религии, можно обходиться вовсе без философии, но, переходя
в ее собственную
область, приходится оставить это пресное опрощенство.
Дело
в том, что наука строится по известным заданиям, она ставит себе лишь определенные проблемы, а соответственно сосредоточивает и свое внимание лишь на известных явлениях, отметая другие (напр., очевидно, что вся религиозно-историческая наука при ее основоположном и методическом рационализме строится на принципиальном отрицании чуда, и поэтому все элементы чудесного
в религии, без которых, быть может, нельзя и понять последнюю, она относит к
области легенд и сказок).
Поэтому теперешняя религиозно-историческая доктрина представляет собой неразложимую смесь действительно научных, критически произведенных изысканий
в области феноменологии
религии и определенных религиозно-философских учений.
Раз уже появилась наука с ее методами, было бы противоестественно, если бы она
в силу той или иной догматической предвзятости, клерикальной или атеистической ортодоксии закрыла свои глаза и отвела руки от столь существенной
области научного изучения, как феноменология
религии.
То обстоятельство, что научное исследование нередко связывается с настроениями, враждебными
религии, не должно закрывать того факта, что
в науке
религия получает новую
область жизненного влияния.
Поэтому могут быть случаи,
в которых мышление роковым образом запутывается
в противоречиях и впадает
в антиномии, и вполне естественно, что к таковым
областям принадлежит, даже должна принадлежать
религия.
Ибо, если есть
область,
в которой неадекватность мышления своему предмету ясна уже
в самой проблеме, то это, конечно,
религия, опирающаяся на единство трансцендентного и имманентного.
В самом деле, каким же образом может оказаться иудейство
религией Отца, если оно не знает Сына, который и принес
в мир откровение об Отце, «показал
в Себе Отца», явил Его людям, дал им «
область быть чадами Божиими», научил их молиться: «Отче наш», «Авва Отче»?
Неточные совпадения
Но уровень его знаний по истории
религии не был особенно высок, как и вообще у людей того времени, которые мало считались с достижениями науки
в этой
области.
Нет людей с более запутанными понятиями о
религии, о нравственности, о жизни, чем люди науки; и еще более поразительно то, что наука нашего времени, совершая действительно большие успехи
в своей
области исследования условий материального мира,
в жизни людей оказывается часто не только ни на что не нужной, но еще и производящею самые вредные последствия.
Но есть
область,
в которой коммунизм неизменен, беспощаден, фанатичен и ни на какие уступки не идет, — это
область «миросозерцания», философии, а следовательно и
религии.
Если одна часть русских марксистов более всего дорожила целостным, тоталитарным характером своего революционного миросозерцания, охраняла свою ортодоксию и отличалась крайней нетерпимостью, если марксизм и социализм были для них
религией, то
в другой части произошла дифференциация разных культурных
областей, была нарушена революционная целостность и произошло освобождение подавленной жизни духа и духовного творчества.
Религия есть лишь выражение высшей природы человека, которая отымается, отчуждается от человека и переносится
в трансцендентную, потустороннюю
область.