Поэтому,
в зависимости от того или другого значения отрицания, и соединение не и да, ничто и нечто, в обоих случаях получает совершенно различный онтологический смысл — именно или антиномический, как некая coincidentia oppositorum, или диалектический, как внутренняя связанность сополагающихся и взаимно обусловливающихся диалектических моментов.
Система религиозного монизма может принимать различные очертания
в зависимости от того, в каком смысле разрешается вопрос о происхождении множественности, — бога и мира, — в едином Ничто.
Неточные совпадения
Странным образом Бруно находится
в явной
зависимости и
от идей Николая Кузанского, которого был усердным почитателем; поэтому
в своем трактате «De la causa, principio e uno», излагая учение об абсолютном, сильно напоминающее взгляды Николая К. о coincidenlia oppositorum и о possest, Дж. Бруно говорит следующее: «То, что
в другом случае было бы противоположно и противоречиво,
в нем (
в абсолютном) есть одно и то же, и каждая вещь есть
в нем одно и то же.
Наше понимание объективного времени будет существенно различаться
в зависимости, напр.,
от того, принимаем ли мы учение о перевоплощении душ, т. е. о неоднократном повторении жизни одних и тех же существ, или нет; далее, видим ли мы мистический центр мировой истории
в событии боговошющения или
в чем-либо другом.
Впадение
в магизм как раз и явилось тем грехом, которым создалась эта
зависимость человека
от хозяйства, и она не может быть преодолена силами того же магизма
в его собственной плоскости.
Несмотря на то, что он ничего не сказал ей такого, чего не мог бы сказать при всех, он чувствовал, что она всё более и более становилась
в зависимость от него, и чем больше он это чувствовал, тем ему было приятнее, и его чувство к ней становилось нежнее.
Всего больше доставалось от него его прежнему сотоварищу, которого считал он ниже себя и умом и способностями, и который, однако же, обогнал его и был уже генерал-губернатором двух губерний, и как нарочно тех, в которых находились его поместья, так что он очутился как бы
в зависимости от него.
Но красненькие и мутноватые, должно быть, пьяные глаза Тагильского — недобрые глаза. Близорукость Самгина мешала ему определить выражение этих глаз с необходимой точностью. И даже цвет их как будто изменялся
в зависимости от света, как изменяется перламутр. Однако почти всегда в них есть нечто остренькое.
Ездят они туда не с пустыми руками, но и не с данью, а с подарками — так сказал нам миссионер, между тем как сами они отрекаются от дани японцам, а говорят, что они
в зависимости от китайцев.
Неточные совпадения
Надо было избавиться
от этой силы. И избавление было
в руках каждого. Надо было прекратить эту
зависимость от зла. И было одно средство — смерть.
― Да вот написал почти книгу об естественных условиях рабочего
в отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических законов, а, напротив, видит
зависимость его
от среды и
в этой
зависимости отыскивает законы развития.
Его несколько тревожила сложность настроения, возбуждаемого девушкой сегодня и не согласного с тем, что он испытал вчера. Вчера — и даже час тому назад — у него не было сознания
зависимости от нее и не было каких-то неясных надежд. Особенно смущали именно эти надежды. Конечно, Лидия будет его женою, конечно, ее любовь не может быть похожа на истерические судороги Нехаевой,
в этом он был уверен. Но, кроме этого,
в нем бродили еще какие-то неопределимые словами ожидания, желания, запросы.
Ревность не являлась, но Самгин почувствовал, что
в нем исчезает робость пред Лидией, ощущение
зависимости от нее. Солидно, тоном старшего, он заговорил:
Бывали минуты, когда эта роль, утомляя, вызывала
в нем смутное сознание
зависимости от силы, враждебной ему, — минуты, когда он чувствовал себя слугою неизвестного господина.