Неточные совпадения
Итак,
в самой общей форме можно дать такое определение религии: религия
есть опознание Бога и переживание
связи с Богом.
Впрочем, на пути точного трансцендентального анализа здесь и нет выбора —
в религии неизбежно приходится иметь дело с этой сопряженностью противоположных логических полюсов, их взаимоотталкиванием и постоянным притяжением:
в категориях религии трансиендентно-имманентное
есть основное формальное понятие,
в котором осознается
связь с божеством.
Разум принимает за истину только то, что может
быть доказано, обнаружено как необходимое звено
в причинной
связи.
Религия,
связь человека с божеством, имеет для него значение не
связи двух миров, но выражает лишь определенную стадию развития духа [Сродным интеллектуализмом
был заражен уже Фихте, и притом не только
в ранний период («спора об атеизме»), но и
в поздний, эпохи «Anweisung zum seligen Leben» 1806 года.
Что вы знаете или мните о природе вещей, лежит далеко
в стороне от области религии: воспринимать
в нашу жизнь и вдохновляться
в этих воздействиях (вселенной) и
в том, что они пробуждают
в нас, всем единичным не обособленно, а
в связи с целым, всем ограниченным не
в его противоположности иному, а как символом бесконечного — вот что
есть религия; а что хочет выйти за эти пределы и, напр., глубже проникнуть
в природу и субстанцию вещей,
есть уже не религия, а некоторым образом стремится
быть наукой…
«Для того чтобы сделаться связной истиной, представления, являющиеся предпосылкой религиозного чувства, должны
быть извлечены из темной, неясной их связности
в чувстве, соотнесены между собою и приведены
в систематическую
связь — словом, развиты и переработаны
в религиозное мировоззрение» (32).
Религия, religio,
есть связь не только человека с Божеством, но и человека с человечеством, или последнее и предельное его утверждение
в своей человечности, притом
связь эта крепче, онтологичнее, нежели всякая иная: поэтому «религиозный индивидуализм»
есть горячий лед, круглый квадрат.
«Доказательства» бытия Божия, каковы бы они ни
были, все от философии и лишь по недоразумению попадают
в догматическое богословие, для которого Бог дан и находится выше или вне доказательств;
в философии же, для которой Бог задан как вывод или порождение системы, идея о Нем приводится
в связь со всеми идеями учения, существует лишь этой
связью.
В доказательстве антитезиса Кант указывает на то, что свобода, допущенная
в качестве первой причинности, все-таки не помогает делу, потому что не способна вступить
в причинную
связь,
будучи от нее принципиально отлична, а потому или не может начать причинного ряда, или же его разрывает. «Природа и трансцендентальная свобода отличаются как закономерность и незакономерность» (371).
Это возникновение не может мыслиться по категории причинной
связи, мир не
есть следствие, а Бог не
есть его причина, и это не только потому, что Бог понятый как первопричина уже включается
в причинную цепь,
в область относительного, но и потому, что causa aequat effectum [Причина равна действию (лат.).], причина объясняет следствие, лишь находясь с ним
в той же плоскости, при творении же мы имеем, μετάβασις εις άλλο γένος, скачок от Абсолютного к относительному, и причинное объяснение здесь не пользует нимало.
Идея творения мира Богом поэтому не притязает объяснить возникновение мира
в смысле эмпирической причинности, она оставляет его
в этом смысле необъясненным и непонятным; вот почему она совершенно не вмещается
в научное мышление, основывающееся на имманентной непрерывности опыта и универсальности причинной
связи, она остается для него бесполезна и ему чужда, —
есть в этом смысле заведомо ненаучная идея.
Этот анализ ставится
в связь с учением об относительности бытия,
в силу которой всякое бытие
есть в одном отношении бытие,
в другом — небытие, что раскрывается при анализе движения и изменения.
А для этого надо показать,
в чем и почему софийный мир
в одно и то же время
есть София и от нее отличается, не
есть София, какова
связь между миром и Софией и пропасть, их разделяющая.
Она остается одной и той же
в основе и тогда, когда Адам «давал имена» животным, осуществляя тем самым свою софийную
связь с миром, и тогда, когда падшее человечество, после изгнания из рая, обречено
было в поте лица возделывать проклятую Богом землю.
Софийность мира имеет для твари различную степень и глубину:
в высшем своем аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля; во внешнем, периферическом действии
в космосе она
есть универсальная
связь мира, одновременно идеальная и реальная, живое единство идеальности и реальности, мыслимосТи и бытия, которого ищет новейшая спекулятивная философия (Фихте, Шеллинг, Гегель, неокантианство).
Следует ведь сказать, что жизнь
в теле сама по себе
есть зло, но через добродетель доставляется благо душой, не утверждающейся
в сложности своей, но уже разделяющей эту
связь» (Enn. I, lib. VII, cap. III).
В Еве же ему открылась живая плоть всего мира, и он ощутил себя его органической частью [
В связи с браком стоит и питание, причащение плоти мира, также удостоверяющее плотскую чувственность человека.
Природа нашего спасения должна
быть понимаема не
в свете формально-юридической теории возмездия, но
в связи с общим учением о сотворении человека, причем его спасение может явиться только новым творением, точнее, продолжением его творения.
Время вовсе не
есть пустая форма,
в которой размещаются разные предметы без
связи и порядка, и не
есть только форма восприятия, какой его знает Кант.
Связь культуры с культом
есть вообще грандиозного значения факт
в истории человечества, требующий к себе надлежащего внимания и понимания.
Однако союз семьи, братства и дружбы
был разрушен, и уже братоубийство Каина показало, как слабы сделались эти
связи в поврежденном грехом человечестве.
Поэтому индивидуализм, подъемлющий мятеж против родового начала и мнящий его преодолеть,
в действительности выражает только болезнь родового сознания, вызванную упадком элементарной, стихийной жизненности
в связи с преобладанием рассудочности, рефлексии: он
есть «декадентство», которое, притязая
быть кризисом общественности, на самом деле означает лишь кризис
в общественности.
История свершится не тем, что падут великие державы и
будет основано одно мировое государство с демократией, цивилизацией и социализмом, — все это, само по себе взятое,
есть тлен и имеет значение лишь по
связи с тем, что совершается
в недрах мира между человеком и Богом.
Неточные совпадения
Это просто со всех сторон наглухо закупоренные существа, которые ломят вперед, потому что не
в состоянии сознать себя
в связи с каким бы то ни
было порядком явлений…
3) Великанов, Иван Матвеевич. Обложил
в свою пользу жителей данью по три копейки с души, предварительно утопив
в реке экономии директора. Перебил
в кровь многих капитан-исправников.
В 1740 году,
в царствование кроткия Елисавет,
был уличен
в любовной
связи с Авдотьей Лопухиной, бит кнутом и, по урезании языка, сослан
в заточение
в чердынский острог.
— Впрочем, — нахмурившись сказал Сергей Иванович, не любивший противоречий и
в особенности таких, которые беспрестанно перескакивали с одного на другое и без всякой
связи вводили новые доводы, так что нельзя
было знать, на что отвечать, — впрочем, не
в том дело. Позволь. Признаешь ли ты, что образование
есть благо для народа?
И, несмотря на то, он чувствовал, что тогда, когда любовь его
была сильнее, он мог, если бы сильно захотел этого, вырвать эту любовь из своего сердца, но теперь, когда, как
в эту минуту, ему казалось, что он не чувствовал любви к ней, он знал, что
связь его с ней не может
быть разорвана.
— Я помню про детей и поэтому всё
в мире сделала бы, чтобы спасти их; но я сама не знаю, чем я спасу их: тем ли, что увезу от отца, или тем, что оставлю с развратным отцом, — да, с развратным отцом… Ну, скажите, после того… что
было, разве возможно нам жить вместе? Разве это возможно? Скажите же, разве это возможно? — повторяла она, возвышая голос. — После того как мой муж, отец моих детей, входит
в любовную
связь с гувернанткой своих детей…