Неточные совпадения
Вспоминая свою встречу с ним в Гаспре в 1902 г., С. Н. Булгаков писал: «Я имел неосторожность выразить свои
чувства к Сикстине, и одного этого упоминания
было достаточно, чтобы вызвать приступ задыхающейся, богохульной злобы, граничащей с одержанием.
Эстетическое
чувство признается Кантом «совершенно неопределимым путем логических доказательств (Beweisgründe), как будто бы оно
было только субъективным» (Kritik der Urtheilskraft, Reclam, 145) [«Суждение вкуса вовсе не определимо доводами, как если бы оно
было чисто субъективным» (Кант И. Соч...
Т. 5. С. 296).], и в то же время оно притязает на объективность и общезначимость своих оценок, что и приводит Канта к постановке вопроса: «как возможны синтетические суждения a priori в области эстетики?» Художественный вкус поэтому становится у Канта «Vermögen» [Способность, возможность, сила (нем.).] и рассматривается как аналогичная разуму способность a priori оценивать сообщаемость (Muttheilbarkeit)
чувств, которые связаны с данным представлением (без посредства понятия) (160) [«Вкус можно
было бы даже определить как способность суждения о том, чему наше
чувство придает всеобщую сообщаемостъ без посредства понятия» (Кант И. Соч...
Итак, в религиозном переживании дано — и в этом
есть самое его существо — непосредственное касание мирам иным, ощущение высшей, божественной реальности, дано
чувство Бога, притом не вообще, in abstracto, но именно для данного человека; человек в себе и чрез себя обретает новый мир, пред которым трепещет от страха, радости, любви, стыда, покаяния.
Трансцендентное в самом общем смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого опыта, сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в первичном религиозном переживании, поскольку в нем содержится
чувство Бога, — это
есть основная музыка религии.
Можно, конечно, для обозначения этого
чувства сочинить новый термин, но, нам кажется, в этом нет никакой нужды, ибо в своем предварительном и формальном определении трансцендентное религии пока еще не отличается от трансцендентного философии: это больше логический жест, чем понятие (каковым, впрочем, и неизбежно
будет всякое логическое понятие трансцендентного, т. е. того, что находится выше понятий).], не принадлежит имманентному, — «миру» и «я», хотя его касается.
Справедливо, что всякая реальность,
будет ли то чужое «я» или внешний мир, установляется не рассудочно, но интуитивно, причем интуиция действительности имеет корни в
чувстве действенности, т. е. не гносеологические, но праксеологические [Ср. мою «Философию хозяйства», главу о «природе науки».].
В отношении к телесному оно нераздельно разделяется посредством пяти частных
чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и,
будучи изменяемо, неизменно проявляет действенность свою…
В отношении же к духовному нет необходимости, чтобы это общее
чувство разделялось на пять
чувств, как бы на пять окон… но, пребывая всецело единым
чувством, оно имеет с собой и в себе пять
чувств (или, точнее сказать, более), поколику все они едино
суть…
Итак, которые удостоились увидеть зараз всеми вместе
чувствами, как одним из многих
чувств, сие всеблагое, которое и единое
есть и многое, поелику
есть всеблагое, те, говорю, поелику познали и каждодневно познают разными
чувствами единого
чувства разные вместе блага, как единое, не сознают во всем сказанном никакого различия, но созерцание называют ведением, и ведение созерцанием, слух зрением, и зрение слухом» (Слова преп. Симеона Нового Богослова. I, 475).], хотя бы и оккультного, «мудрости века сего» [«Ибо мудрость мира сего
есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19).].
Таковы исключительно элементы религии, но вместе с тем все они и принадлежат сюда; нет
чувства, которое не
было бы религиозным (курс. мой), или же оно свидетельствует о болезненном и поврежденном состоянии жизни, которое должно тогда обнаружиться и в других областях.
Искать и находить это вечное и бесконечное во всем, что живет и движется, во всяком росте и изменении, во всяком действии, страдании, и иметь и знать и непосредственном
чувстве саму жизнь лишь как такое бытие в бесконечном и вечном — вот что
есть религия…
Итак,
чувство есть собственная область религии.
Мы не притязаем иметь Бога в
чувстве иначе, чем через впечатления, возбужденные в нас миром, и только в этой форме я мог говорить о Нем… тот, кто это отрицает, с точки зрения своего
чувства и переживания
будет безбожником» (102, ср. далее 103).
Если признать, что действительно
чувство, во всей его неопределенности,
есть главный или существенный орган религии, то это значило бы не только лишить религию принадлежащего ей центрального, суверенного значения и поместить ее рядом и наравне с наукой, моралью, эстетикой, а в действительности даже и низке их, но, самое главное, сделать религию слепой сентиментальностью, лишить ее слова, навязать ей адогматизм и алогизм.
Теория Шлейермахера, выражаясь современным философским языком,
есть воинствующий психологизм, ибо «
чувство» утверждается здесь в его субъективно-психологическом значении, как сторона духа, по настойчиво повторяемому определению Шлейермахера (см. ниже), а вместе с тем здесь все время говорится о постижении Бога
чувством, другими словами, ему приписывается значение гносеологическое, т. е. религиозной интуиции [Только эта двойственность и неясность учения Шлейермахера могла подать повод Франку истолковать «
чувство» как религиозную интуицию, а не «сторону» психики (предисл. XXIX–XXX) и тем онтологизировать психологизмы Шлейермахера, а представителя субъективизма и имманентизма изобразить пик глашатая «религиозного реализма» (V).], а именно это-то смещение гносеологического и психологического и определяется теперь как психологизм.
Но эта неопределенность и алогичность религии
есть совершенный nonsens, неосуществимая утопия, и как ни воздерживается сам Шлейермахер от каких-либо высказываний о предмете религии, но и у него неизбежно получается хотя минимальная и расплывчатая, но все-таки отнюдь не алогическая догматика, приближающая его то к Спинозе, то к пиетизму [Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — направление в религии, ставящее религиозное
чувство выше религиозных учений.].
Ибо
чувство само по себе, чистое
чувство, совершенно не способно дать то, без чего нет и не может
быть религии: ЕСИ, ощутить Бога, связь с которым и
есть религия.
Т. 1. С. 305.]. «Поэтому, если существование Бога доказывается в нашем
чувстве, то и оно является столь же случайным, как и все другое, чему может
быть приписано бытие.
Чувство, по мнению Гегеля является у человека общим с животным, которое не имеет религии (причем Гегель, конечно, прибавляет, что Gott ist wesentlich im Denken [«Бог существенно
есть в религии» (там же.
«Все в человеке, для чего почвой является мысль, может
быть облечено в форму
чувства: право, свобода, нравственность и т. д…. но это не
есть заслуга
чувства, что содержание его является истинным…
Это
есть заблуждение относить на счет
чувства истину и добро» (77) [Ср. там же.
Главный упрек, который и Гартман делает теории Шлейермахера,
есть религиозный алогизм, слепота и аморфность голого
чувства.
«Как бы ни
было справедливо, что религиозное
чувство составляет самое внутреннее зерно религиозной жизни, все же истинно религиозное
чувство есть лишь такое, которое возбуждается религиозными представлениями объективной (хотя бы и относительной) истины.
«Для того чтобы сделаться связной истиной, представления, являющиеся предпосылкой религиозного
чувства, должны
быть извлечены из темной, неясной их связности в
чувстве, соотнесены между собою и приведены в систематическую связь — словом, развиты и переработаны в религиозное мировоззрение» (32).
«Ревностное и доставляющее наслаждение занятие христианским искусством не только не говорит о положительном отношении к религиозному его содержанию, напротив, свидетельствует о таком отчуждении и отдалении от его живого религиозного содержания, что уже исчезла склонность к оппозиции против связанного с ним искусства и уступила место объективному историко-эстетическому отношению» (41). «Поэтому эстетическое религиозное
чувство не
есть подлинное и серьезное религиозное
чувство» (39), хотя, конечно, этим не отрицается вспомогательная роль искусства для религии.
«Мистическое
чувство есть самое неопределенное, неясное из всех
чувств; несказанность и неизреченность, которые, в последнем счете, свойственны всякому
чувству, никакому не свойственно в такой степени, как мистическому.
afficio — причиняю, влияю, действую).], стало
быть, как бессознательную и доступную сознанию только чрез аффект
чувств» (44).
Впрочем, это не мешает Гартману считать, что «мистическое и религиозное
чувство собственно и
есть творческое начало в религии, подобно эстетическому
чувству в искусстве» (44).
Чувство находится, следовательно, на пороге религиозного сознания и подготовляет содержание его актов; оно
есть, так сказать, топливо для действия аппарата, но не самый аппарат!
Если справедливо сравнение
чувства в религии с музыкой, то ведь музыка не
есть высший род искусства и вообще деятельности духа, ибо оно бессловесно, бессмысленно, алогично.
Различные природные стихии (лешие, водяные, русалки, эльфы, гномы и т. д.) открывают о себе в мифе, и народные сказки в известной части своей
суть такие натуральные мифы, зарождающиеся, конечно, в пору наибольшей непосредственности и чуткости к голосам из области запредельного
чувства.
Находить здесь правую меру, для которой нет внешних критериев, а
есть только внутренний (так сказать, религиозно-эстетический), и
есть задача «духовного художества», руководимого лишь духовным вкусом,
чувством духовного такта…
Поэтому догмат оплодотворяет, но не насилует, ибо это
есть вера человека, его любовь, его
чувство жизни, он сам в свободном своем самоопределении.
Если о первом εν говорится, что «для него нет ни имени, ни слова, ни какого-либо знания, ни
чувства, ни мнения… оно не именуется и не высказывается, и не мнится, и не познается, и ничто из его существенностей не чувствуется», то о втором εν установляется, что «для него может
быть и знание, и мнение, и
чувство…
есть для него и имя, и слово — оно и именуется, и высказывается» (Парменид, 142 а, 155 d, рус. пер. Карпова, ч. VI, стр.276, ЗОЗ).
Ибо все то
есть задняя Божия, что после Бога доставляет нам познание о Нем, подобно тому как отражение и изображение солнца в водах показывает солнце слабым взорам, которые не могут смотреть на него, потому что живость света поражает
чувство…
«Тот, кто мудро познал, как надо любить (έ ρφν) Бога, который превыше слова и знания и всяческого отношения в каком бы то ни
было смысле и свободен от природы (έζηρμένου και φύσεως), кто оставит все чувственное и мыслимое, всякое время и вечность (αιώνα) и место, и вполне освободится наконец от всякой действенности (ενεργείας), возбуждаемой
чувствами, или словом, или умом, тот достигнет несказанным и непостижимым образом божественной сладости, превосходящей слово и ум; этот путь и слово ведомы только подающему таковую благодать Богу и удостоившимся ее получить от Бога, здесь не привносится ничего природного или книжного, раз уже все, что может
быть сказано или познано, совершенно преодолено и покрыто молчанием» [Migne, 91. col. 1153 (Ambiguorum liber), ό δε θεός απλώς και αορίστως υπέρ πάντα τα οντά εστί, τα περιέχοντα τε καί περιεχόμενα… αρά σωφρόνως ό διαγνούς πώς έρ^ν του θεού δει, του υπέρ λόγον καί γνώσιν και πάσης απλώς της οιασδήποτε παντάπασι σχέσεως, έζηρημένου και φύσεως, πάντα τα αίσθητά καί νοητά καί πάντα χρόνον και αιώνα καί τόπον ασχέτως παρελεύσεται καί πάσης τελευταϊον όλης της Kai αϊσθησιν και λόγον καί νουν ενεργείας εαυτόν ύπερφυώς απογυμνώσας ά'ρ'ρήτως τε καί αγνώστως της υπέρ λόγον καί νουν θείας τερπνότητος έπιτεύξεται, καθ' δν οϊδε τρόπον τε καί λόγον ό την τοιαύτην δωρούμενος χάριν θεός καί οίταύτην παρά θεοΰ λαβείν αξιωθέντες, οϋκετ ουδέν φυσικόν ή γραπτόν έαυτφ συνεπικομιζόμενος, πάντων αύτφ των λεχθήναι ή γνωσθήναι δυναμένων παντελώς ύπερβαθέντων καί κατασιγασθέντων.].
И никаким именем не может
быть она названа ни на языке (κατά) нынешнего века, ни будущего; не может ее выразить никакое слово (λόγος), рождающееся в душе или произносимое устами; не достигает ее никакое
чувство или помышление (επαφή τις αισθητή ή νοερά); не может
быть она выражена никаким образом (φαντασία).
Бог не
есть ни то, ни это, и вообще никакая из вещей, о которых можно говорить, показать, написать, услыхать и которые можно понимать
чувствами, показывать, видеть или высказывать.
Это совершенно своеобразное отношение между Абсолютным и относительным может
быть определено как самосознание тварности, выражающее собой онтологическое отношение твари к Творцу [К этой мысли приближался Шлейермахер в своем определении религии как «schlechlhinniges Abhängigkeilsgefühl» —
чувство (онтологической) зависимости как таковое.].
Подобным же образом расправляется он и с христианским учением о Боге-Любви, усматривая в нем антропоморфизм, ибо абсолюту здесь приписывается человеческое «
чувство» (ib. 290,
ел.).
Влияния неоплатонизма, сознательные или бессознательные, обладают большой живучестью и в христианском богословии — неоплатонический уклон мысли и
чувства есть опасность, постоянно подстерегающая и христианскую философию.
«Если бы держал Он когда-либо в себе совет, каким образом открыться, то Его откровение не
было бы от вечности, вне
чувства и места, стало
быть, и тот совет должен
был бы иметь начало и стать причиной в Божестве, ради которой Бог совещался в Троице Своей, должны бы
быть, следовательно, в Боге мысли, которые явились Ему как бы в виде образов, когда Он хотел идти навстречу вещам.
Итак, то, что составляет множественность в вещах, не
есть сущность и самая вещь, но лишь явление, которое представляется
чувствам, и только на поверхности вещей» (цит. по нем. пер.
Такое сущее ничто, бытийствующее небытие не может
быть уловлено
чувством, а только постулировано мыслию, да и то лишь при том условии, если она попытается выйти из себя, как выражается Платон, посредством «незаконнорожденного суждения» (λογισμω τινι νόθω), для этого надо начисто отмыслить всякое небытие, но и при том все-таки не получится простого, чистого ничто, окончательной пустоты: приходится как бы заглянуть за кулисы бытия, или, оставаясь на лицевой поверхности его, ощупать его изнанку.
В материализме, именно в той первоначальной его форме, которая носит название гилозоизма, неправильное философское выражение дается правильному чувствованию материи, как зачинающего и плодоносящего, окачествованного начала, материализм
есть смутный лепет о софийной насыщенности земли, и этим живым
чувством земли («материи») он выгодно отличается от идеализма, для которого материя
есть незаконнорожденное понятие о ничто, или трансцендентальная χώρα, или убыль бытия, бытийный минус.
Материалисты проникнуты благочестием к Деметре, хотя и в самом внешнем и грубом ее аспекте, идеалисты же,
будучи лишены
чувства материи, не имеют и этого благочестия.
Эта раздвоенность сознания, это
чувство, что я — не-я,
есть самое достоверное внутреннее свидетельство правды платонизма, которая распространяется не только на душу, но и на тело.
Ибо такое общее
чувство реальности, помимо частных ощущений, бесспорно существует и опознается металогически, и оно составляет непреодолимое, хотя и не логическое, препятствие для идеалистической метафизики типа Гегеля, который, хотя и в замаскированной форме, принужден
был капитулировать пред алогической стороной логического процесса.
Но всеобщее
чувство человечества, тяготящегося своим плотским существованием, стыдящегося своего тела, ощущающего его как оковы,
есть многознаменательное свидетельство о порче природного бытия, о болезни телесности.