НЛП: ключ к управлению своей жизнью

Алекс Нарбут, 2014

Нейролингвистическое программирование часто называют магией. Возможности преображения себя и мира, которые дает эта дисциплина, – поистине магические. Только эта магия – без мистики и тайн. Это магия, которую может творить каждый человек при помощи собственного мозга! Книга Алекса Нарбута содержит изложение самых действенных методов НЛП и практические упражнения для их эффективного применения в реальной жизни.

Оглавление

Из серии: Психология для всех

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги НЛП: ключ к управлению своей жизнью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Источник силы для позитивных перемен: ресурсные состояния

Ресурсами обладает каждый, надо только найти к ним доступ

Сравните две ситуации. Первая: вам все удается, вы достигаете своих целей, вам сопутствует удача, все идет так, как надо. Вторая: все валится из рук, ничего не получается, желания не исполняются, цели не достигаются.

Наверняка в вашей жизни бывало и то, и другое. Вы можете вспомнить конкретные примеры. Даже и вспоминать не надо — в памяти сами собой всплывают соответствующие ситуации, правда?

Например:

● вы с блеском сдали сложный экзамен — или вы провалили экзамен,

● вы прошли собеседование и получили желаемую должность — или вам предпочли другого кандидата,

● вы были «в ударе» на дружеской вечеринке и оказались в центре внимания — или сидели в стороне, ни с кем не общаясь,

● вам ответили взаимностью на признание в любви — или вас отвергли,

● вы отлично справились с трудной работой — или провалили задание.

Дополните эти примеры своими собственными. И попробуйте ответить на вопрос: в чем были причины удачи или неудачи, победы или поражения? Может быть, вам кажется, что это дело случая, или везения, что просто «так звезды сошлись», или, может причина в том, что обстоятельства вам помогали, или, напротив, мешали? Но нет, дело совсем не в этом. Вы найдете правильный ответ, если вспомните свое состояние накануне удачи — и накануне неудачи.

Ко всем вашим удачам вы подходили с уверенностью в себе, с оптимизмом, с нацеленностью на успех и с ощущением своей силы. Вы были в самом хорошем расположении духа, или, по меньшей мере, в ровном, спокойном, самодостаточном состоянии. Вы были готовы принять то, что дает вам судьба, уверенно шли ей навстречу.

А вот ко всем вашим неудачам вы приходили с совершенно противоположным настроем: вы сомневались в себе или даже унывали, нервничали и переживали, слабо верили в успех, и чувствовали себя скорее беспомощным и растерянным, чем способным получить желаемое.

Правильный ответ на вопрос о причинах наших удач и неудач таков: все, что мы получаем или не получаем от жизни, зависит от того, в каком состоянии, настроении мы находимся, как воспринимаем себя и мир, когда приступаем к решению своих задач.

Наше состояние может быть как благотворным — способствующим успеху, достижению цели, позитивным переменам, так и неблагоприятным, буквально парализующим нас и не позволяющим жить так, как бы нам хотелось.

Благотворные состояния — ресурсные, то есть такие состояния, в которых мы получаем доступ к своим внутренним ресурсам: к силе, уверенности, возможностям достижения цели. Ресурсные состояния — это то, что дает нам силы.

Ресурсы — это все наши средства и возможности, которые мы можем использовать для достижения любых положительных результатов. К ресурсам можно отнести все положительные эмоции (радость, уверенность, влюбленность, удовольствие, вера в лучшее, и т. д.), благоприятное физическое состояние (бодрость, хорошее самочувствие), мысли, убеждения, поведение, приносящие удачу, позитивный опыт общения, любые занятия, дающие чувство собственной силы и возможностей.

Ресурсные состояния — это такие состояния, когда мы чувствуем себя обладающими необходимыми ресурсами для достижения позитивных результатов, и также состояния, в которых мы получаем доступ к ресурсам.

Неблагоприятные, парализующие состояния — нересурсные, то есть такие, в которых мы лишаемся доступа к своей внутренней силе, из-за чего упускаем возможности улучшить свою жизнь. Нересурсные состояния — это то, что лишает нас сил.

Ресурсы — это то, что есть у каждого человека. И каждый может получить к ним доступ. Для этого нужно только научиться входить в ресурсные состояния.

Мы терпим неудачи только из-за того, что становимся рабами своих состояний. Большинство людей живут так, как будто не являются хозяевами своих состояний, и вынуждены мириться с зависимостью от них. И сами состояния меняются у них стихийно и бесконтрольно. Если я сегодня с утра почему-то оказался в ресурсном состоянии — значит, у меня будет удачный день, а если я проснулся в унынии и с чувством неуверенности в себе — что поделать, придется смириться с судьбой и терпеть все неудачи этого дня. Такова логика человека, не знакомого с приемами НЛП!

Знание этих приемов позволяет нам понять простую истину: мы властны над своими состояниями.

Мы можем менять их по своей воле!

Порой мы неосознанно делаем это. Техники НЛП позволяют подойти к этому процессу осознанно и не позволять стихийно накатывающим на нас нересурсным состояниям определять наше поведение, наши удачи и неудачи, и в конечном итоге нашу судьбу.

Каждый из нас может сам создать для себя ресурсное состояние, и сделать это именно в нужный момент — накануне какого-то важного шага, значимого, а может, даже судьбоносного решения или события.

Вспоминая свои провалы и свои удачи, и сопутствующие им состояния, вы, может быть, заметили, что былые чувства вновь всплывают на поверхность. Событие давно прошло, но, вспоминая его, вы можете вновь испытать и радость, и вкус победы, и уверенность в себе — так же как и уныние, апатию, грусть, неуверенность…

Это означает, что все известные нам состояния остаются с нами, никуда не деваются. И надо лишь научиться воспроизводить их по своей воле — то есть уходить от нересурсных состояний и приходить к ресурсным. Как вы уже поняли, один из способов вернуться в ресурсное состояние — это вспомнить тот момент, когда вы находились в нем.

Задание. Найдите свое ресурсное состояние

Вспомните, как вы занимались тем, что вам нравится делать, от чего вы получаете удовольствие, и, главное, в чем вы чувствуете себя уверенно и свободно. Это не обязательно работа — может быть, вы хорошо плаваете, играете в теннис, или печете пироги, или вам доставляет удовольствие играть с домашними животными, а может, вы отлично рассказываете анекдоты. Вспомните ваше состояние в такой момент, когда вы делаете то, что хотите, и так, как хотите, и вам нравится это.

Представьте, что вам снова предстоит это занятие, что вы прямо сейчас готовы к нему, и находитесь в соответствующем состоянии. Заметьте, что это состояние исходит изнутри.

Быть уверенным и сильным — это не значит только выглядеть таким. Это значит ощущать импульс к такому поведению глубоко внутри себя.

Ощутив такой импульс, вы получаете доступ к ресурсам, которые можно использовать не только для ваших любимых занятий, но и для чего угодно другого.

Запишите несколько определений — чем характеризуется для вас такое состояние. Это может быть:

▪ уверенность,

▪ спокойствие,

▪ энтузиазм,

▪ радость,

▪ приподнятое настроение,

▪ свобода, раскрепощенность,

▪ доброта,

▪ любовь ко всему миру,

▪ удовольствие,

▪ чувство, что я нравлюсь себе и другим,

▪ удвоенная энергия,

▪ чувство внутренней силы,

▪ бодрость,

▪ активность,

▪ открытость,

▪ бесстрашие,

▪ легкость в общении.

Выберите то, что характеризует именно ваше ресурсное состояние.

Представьте, как сложился бы ваш день, если бы вы на протяжении всего дня находились в таком состоянии. Был бы он более удачным, чем обычно? С какими сложными задачами вы могли бы справиться?

Вы получили первый опыт доступа к ресурсному состоянию. Вы можете найти в своем опыте и другие ресурсные состояния, и возвращаться к ним по своей воле тогда, когда захотите.

Репрезентативные системы: ключ более полного доступа к ресурсным состояниям

Сейчас мы перейдем к более полному знакомству с ресурсными состояниями и их использованием. Для этого проанализируем тот опыт, который вы уже получили.

Что вы ощущали, вспоминая уже испытанные вами ресурсные состояния? Из каких составляющих складывалось восприятие этих состояний?

Вы могли вспомнить то, что видели в той обстановке, в которой получили доступ к ресурсному состоянию.

Вы могли вспомнить то, что слышали в тот момент.

Вы могли вспомнить то, что ощущало ваше тело.

Благодаря этому у вас сложилась внутренняя презентация (смесь того, что мы мысленно видим, слышим и чувствуем), или образ, соответствующий той ситуации, в которой у вас проявилось ресурсное состояние, и самому этому состоянию. Этот внутренний образ формируется именно названными тремя компонентами:

● визуальными образами (зрительными ощущениями),

● аудиальными образами (слуховыми ощущениями),

● кинестическими образами (телесными ощущениями).

Зрение, слух, ощущения — это способы, которыми мозг получает информацию о мире, на ее основе формируя картину мира. Мы воспринимаем эту картину как объективную. Но на самом деле она у каждого своя. Ведь зрение, слух и ощущения — это своего рода фильтры, которые у разных людей работают по-разному, создавая для каждого человека свой собственный, уникальный, индивидуальный образ мира.

Наше восприятие мира, сформированное при помощи зрительных, слуховых и телесных ощущений, называется репрезентацией. Те средства, которыми мозг формирует репрезентации (визуальные, аудиальные, кинестические) называются репрезентативными системами.

Репрезентация — представление о мире, образ, восприятие человеком внешних обстоятельств, событий, других людей и самого себя, сложившееся вследствие обработки мозгом зрительных, звуковых, кинестических сигналов.

Репрезентативные системы — способы, какими человек получает информацию от внешнего мира, на основе которой и формируется его представление о внешнем мире. Основные репрезентативные системы — визуальная, аудиальная, кинестическая.

Если вы вернетесь к воспоминанию о вашем ресурсном состоянии, то сможете заметить, что в его формировании какие-то репрезентативные системы более активны, а другие — менее. Вполне вероятно, что вы вспомните только зрительные образы, а звуки и ощущения тела уйдут на задний план. Или, наоборот, в первую очередь в вашем воображении всплывет именно то, что вы ощущали, а зрительные образы окажутся тусклыми и размытыми. Это совершенно нормальная и естественная вещь. У каждого человека есть ведущие репрезентативные системы, и есть такие, которые в меньшей степени участвуют в восприятии и обработке информации от внешнего мира.

Нетрудно понять, что от этого зависит и наша собственная картина мира, которая отличается от картины мира других людей. Ведь у кого-то главными в этой картине являются зрительные образы, у кого-то — звуки, а у кого-то — все то, что чувствует тело.

Давайте вспомним о нашей главной задаче на данном этапе. Она — в том, чтобы получить наиболее полный доступ к нашим ресурсным состояниям, которые должны стать источником силы для благоприятных перемен в жизни. Для решения этой задачи в полном объеме нам надо научиться еще и менять свои собственные состояния так, как нам нужно.

В том числе уходить от нересурсных состояний к ресурсным, и делать благоприятные ресурсные состояния еще более благоприятными и еще более ресурсными.

Ключ к таким переменам — именно в знании принципов работы собственных репрезентативных систем. Зная, как они работают, мы можем оперировать ими по своей воле. В том числе — менять способы восприятия реальности, активируя те репрезентативные системы, которые по какой-то причине были недостаточно активны. Вы увидите, что лишь благодаря активации той или иной репрезентативной системы можно очень серьезно изменить восприятие той или иной ситуации,  — например, увидеть в ней новые возможности и тот позитивный смысл, который ранее от вас был скрыт.

Чтобы справиться с этой задачей, в первую очередь надо определить, как же конкретно, какими средствами формируются у вас образы внешнего мира — то есть какие репрезентативные системы являются для вас ведущими.

Если ведущей для вас является визуальная система (зрительный канал информации), то:

— Вы в первую очередь замечаете и запоминаете:

● детали внешности и одежды людей,

● внешний облик предметов, вещей,

● краски, цвета, оттенки,

● формы и размеры,

● расположение предметов и расстояние до них,

● порядок или беспорядок,

● красоту или уродство,

● движение и неподвижность,

● широту обзора, панораму,

● четкость или размытость образов,

● яркость, освещенность или затемненность.

— Вы часто произносите фразы и словосочетания типа:

Я вижу, в чем проблема.

● Посмотрим на это с другой стороны.

● Рад видеть твои успехи.

● Это какая-то темная история.

● Ясное дело.

● Это невиданное дело.

● Поживем — увидим.

● Не хочу смотреть на это.

● Это очевидно.

● Надо пролить свет на проблему.

● При ближайшем рассмотрении…

● С точки зрения…

● На мой взгляд…

● По всей видимости…

● Видите ли…

Если ведущей для вас является аудиальная система (слуховой канал информации), то:

— Вы в первую очередь замечаете и запоминаете:

● то, о чем говорят люди,

● тембр голоса,

● скорость и эмоциональные оттенки речи,

● правильность и неправильность речи, акцент, говор,

● громкость звуков окружающего мира,

● тональность, темп, ритм звуков,

● музыку, песни, мелодии,

● место, где находится источник звука, расстояние до него,

● объемность звучания,

● благозвучность или ее отсутствие.

— Вы часто произносите фразы и словосочетания типа:

Я слышал об этом.

● Давно вас не слышно.

● Это неслыханное дело.

● Не хочу об этом слышать.

● Мне об этом все уши прожужжали.

● Все про это говорят.

● Это звучит убедительно.

● Я пропустил это мимо ушей.

● Я вас внимательно слушаю.

● Как, вы еще не слышали?..

● На весь мир растрезвонили эту новость.

● По правде говоря…

● Слово за слово…

● Скажите мне…

● Вы слышали?..

Если ведущей для вас является кинестическая система (канал ощущений), то:

— Вы в первую очередь замечаете и запоминаете:

● тепло или холод,

● мягкость или жесткость,

● прикосновения,

● вкус и запах,

● телесный комфорт или дискомфорт,

● напряжение или расслабленность,

● тяжесть или легкость,

● движение или покой,

● вялость или активность,

● устойчивость или неустойчивость.

— Вы часто произносите фразы и словосочетания типа:

Здесь приятная атмосфера.

● Меня это сильно задело.

● Я почувствовал теплое отношение.

● Это вывело меня из равновесия.

● Я уловил, в чем тут суть.

● Я поддерживаю это.

● Я ради этого и пальцем не пошевелю.

● Я очень тронут.

● Мы сердечно пообщались.

● Это меня потрясло.

● Это тяжелый вопрос.

● Жесткая позиция.

● Холодный прием.

● Это носится в воздухе.

● На мой вкус…

● Я чувствую, что…

● Как следует усвойте…

● По моим ощущениям…

Задание. Определите свои ведущие репрезентативные системы

Возьмите бумагу, ручку, и оцените, согласны вы или нет с каждым из следующих утверждений. Если согласны — ставьте знак «+» (плюс) возле номера соответствующего утверждения, если не согласны — ставьте знак «—» (минус). Отвечать нужно быстро, не раздумывая.

1. Я хорошо помню все, что встречается мне по дороге на работу, и могу воспроизвести в памяти малейшие детали.

2. Я часто ловлю себя на том, что напеваю что-то себе под нос.

3. Я предпочитаю одежду, в которой чувствую себя удобно, и никогда не пожертвую комфортом ради моды.

4. Мне доставляют удовольствие водные процедуры, посещение SPA-салона, парной бани, сауны.

5. Для меня очень важен цвет стен в моем доме, цветовая гамма интерьера, цвет автомобиля.

6. Я легко по шагам определяю, кто из моей семьи идет по коридору, входит в дом или в комнату.

7. Часто копирую манеру говорить других людей, ради развлечения подражаю их голосам.

8. Для меня очень важно, как я выгляжу, уделяю много внимания своей внешности.

9. Периодически принимать сеансы массажа — это для меня и необходимость, и удовольствие.

10. У меня хорошая память на лица — если хоть раз видел человека, то вспомню его даже через много лет.

11. Люблю танцевать, заниматься физкультурой и спортом.

12. В магазине одежды сразу вижу, какая вещь мне подойдет, а какая нет.

13. Когда я слышу музыку, популярную во времена моего детства и юности, то сразу словно переношусь туда.

14. При каждом удобном случае (в транспорте, во время еды) я или читаю, или просматриваю новости, или смотрю видео в интернете.

15. Люблю говорить по телефону, делаю это часто и подолгу.

16. Мне приходится контролировать свой вес из-за склонности к полноте.

17. Больше люблю слушать аудиокниги, или литературные произведения в исполнении актеров по радио, чем читать обычные книги самому.

18. Если я устаю, то во всем теле чувствую напряжение.

19. Люблю фотографировать.

20. Хорошо запоминаю то, что мне говорят другие люди, могу воспроизвести слово в слово.

21. Люблю цветы и красивые природные пейзажи.

22. Для меня очень важно, чтобы дома было тепло, уютно, комфортно.

23. Я пользуюсь ежедневником, где записываю все, что мне предстоит сделать.

24. Часто произношу свои мысли вслух, даже если меня никто не слышит.

25. Длительные поездки в транспорте меня обычно утомляют.

26. Впечатление, которое производит на меня человек, во многом зависит от тембра его голоса.

27. Я всегда обращаю внимание на то, как одет человек, с которым приходится общаться.

28. Утром, прежде чем встать, мне важно как следует потянуться и размяться.

29. Я могу как следует выспаться только в том случае, если постель мне удобна.

30. Мне трудно подобрать обувь, в которой было бы по-настоящему удобно.

31. Получаю удовольствие от любых зрелищ, люблю театр, кино, зрелищные программы по телевидению.

32. Люблю смотреть на незнакомых людей, замечать, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, определять их возраст, настроение.

33. Люблю стук дождя, пение птиц, шум ветра, морского прибоя.

34. В разговоре я умею слушать и слышать собеседника.

35. В течение дня меня часто тянет размяться, подвигаться, а если нет такой возможности, то плохо себя чувствую.

36. Малейший шум может помешать мне уснуть — даже звук тикающего будильника.

37. Люблю слушать музыку, и мне важно, чтобы она звучала в хорошем исполнении, или в записи хорошего качества.

38. Не могу сидеть неподвижно, когда звучит музыка,  — начинаю или отбивать такт ногой, или пританцовывать.

39. Люблю путешествия, поездки, экскурсии, где можно увидеть много новых мест и достопримечательностей.

40. Люблю, чтобы все вещи дома и на рабочем месте лежали строго на своих местах.

41. Люблю одежду и постельное белье из мягких, приятно прилегающих к телу натуральных тканей.

42. Для меня очень важно освещение в доме — от источников света зависит общая атмосфера уюта или его отсутствия.

43. Если мне предложат сходить в музей, в кино или на концерт, я предпочту концерт.

44. То, как человек пожимает мне руку, многое говорит о нем.

45. Я люблю посещать музеи и выставки.

46. Люблю участвовать в дискуссиях, где можно обменяться мнениями, а может, даже поспорить.

47. Прикосновение мне может сказать больше, чем слова.

48. Мне нужна тишина, чтобы заниматься работой, требующей сосредоточенности.

Обработка результатов:

Сосчитайте все плюсы, которые вы поставили в пунктах 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Если плюсов восемь и больше, у вас является активной визуальная (зрительная) репрезентативная система.

Сосчитайте все плюсы, которые вы поставили в пунктах 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Если плюсов восемь или больше — у вас активной является аудиальная (слуховая) репрезентативная система.

Сосчитайте все плюсы, которые вы поставили в пунктах 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Если плюсов восемь или больше — то у вас активной является кинестическая (телесная) репрезентативная система.

Определите, в какой из трех групп у вас максимальное количество плюсов. Соответствующая репрезентативная система является у вас ведущей.

Может случиться и так, что у вас не одна, а две ведущих репрезентативных системы — в том случае, если в двух группах из трех число плюсов примерно равное.

Если же у вас примерно одинаковое количество плюсов во всех трех группах, то ваши репрезентативные системы развиты равномерно, и у вас в равной мере активны все три канала восприятия информации.

Как усилить позитивные сигналы, поступающие от внешнего мира

Теперь перейдем к очень важной теме — как извлечь из наших ресурсных состояний максимум ресурсов для превращения их в полноценные источники силы и возможностей. Как нетрудно догадаться, делать мы это будем с использованием уже имеющихся у нас знаний о репрезентативных системах.

Главное, чему мы должны научиться для этого — изменять в своем восприятии те сигналы от внешнего мира — визуальные, аудиальные, кинестетические,  — которые и формируют для нас образ того или иного события.

Эту способность — изменять данные сигналы — важно развить, так как она будет необходима нам для всей дальнейшей работы по методу НЛП.

На первый взгляд может показаться, что выполнение данной задачи нереально: и как это можно изменить сигналы, поступающие к нам из внешнего мира? Но давайте вспомним один из основных постулатов НЛП, который гласит, что мы имеем дело не столько с внешним миром как таковым, сколько с собственным восприятием. Наши органы чувств получают эти внешние сигналы, перерабатывают их, после чего они оцениваются мозгом. То, с чем мы в итоге имеем дело — это и есть оценка мозгом получаемых сигналов, а не сами сигналы.

Но если мы имеем дело с собственным восприятием — то мы вольны менять его. Наше восприятие — это то, над чем мы властны. Меняя восприятие, мы меняем воздействие на себя тех или иных сигналов. Меняя это воздействие, мы меняем картину мира — например, образ того или иного события, важного для нас. Меняя этот образ, мы можем поменять свое отношение к нему, как следствие — свое поведение, те решения, которые мы принимаем, те последствия, которые мы получаем от события.

В наших силах сделать эти последствия гораздо более благоприятными, чем они могли бы быть, не поменяй мы сам образ события!

Давайте начнем с того, что убедимся: мы действительно можем менять восприятие сигналов от внешнего мира — визуальных, аудиальных и кинестических. Это сделать очень просто.

Посмотрите на любой предмет, который находится сейчас поблизости от вас. Лучше, чтобы это был предмет, который вам нравится. Ваза, книга, настольная лампа, чашка чая, яблоко… Все, что угодно, что не вызывает у вас отторжения.

Посмотрите внимательно на этот предмет, а затем закройте глаза, и попробуйте представить его таким, каким вы его только что видели. Вы заметите, что это нетрудно. Только не надо пытаться увидеть образ так же ярко и четко, как на картине или киноэкране. Вы воспринимаете лишь свое представление об этом образе, и видите его в воображении, внутренним взором, а вовсе не как наяву.

Теперь представьте, что образ отдаляется от вас. Вы мысленно отодвигаете его все дальше и дальше, и он уменьшается в размерах. И вот вы видите предмет совсем издалека, его едва можно разглядеть.

Заметьте, как изменилось ваше восприятие предмета. Он не просто отдалился, но стал как будто менее важным, не таким значимым. Он не так влияет на вас, как прежде.

Снова мысленно приблизьте предмет на прежнее расстояние. А затем представьте, что перемещаете его еще ближе к себе. Вот он уже перед самыми вашими глазами, он заслоняет вам все остальное.

Как изменилось ваше восприятие? Предмет стал более значимым, ведь теперь он буквально заслоняет вам весь мир. Если вы могли не реагировать на предмет, находившийся на значительном расстоянии, и казавшийся крошечным, то теперь вы просто вынуждены реагировать на него, вы не можете его проигнорировать и не обратить на него внимания.

Снова мысленно отодвиньте предмет. Теперь представьте, что он поменял свою окраску, стал гораздо ярче, чем прежде. Все краски намного интенсивнее! Как изменилось ваше восприятие? Затем представьте, что предмет потерял цвет и стал черно-белым, или серым, или вообще бесцветным, а может, прозрачным. Снова отметьте, как изменилось восприятие.

Вы заметили, что можете в своем восприятии делать предмет большим и маленьким, цветным и бесцветным, отдалять его и приближать. Вы можете попробовать также менять его форму, ракурс восприятия, делать его плоским или объемным, четким или размытым, представлять его движущимся или неподвижным.

Затем вы можете точно также поэкспериментировать с аудиальными сигналами. Представьте, что слышите чей-то смех, разговор или пение. Мысленно отдалите звук, а затем приблизьте. Делайте его то громче, то тише. Можно представить, что вы замедляете звук или ускоряете его, меняете тембр, тональность, и т. д. Замечайте, как меняется ваше восприятие. Есть разница — когда вы слышите смех в отдалении, или когда кто-то смеется прямо над вашим ухом? Какой будет ваша реакция в том и другом случае?

После проделайте аналогичные действия с кинестическими сигналами. Представьте, что вы взяли в руки тяжелый кирпич. Почувствуйте его тяжесть, давление, напряжение в руках. Затем представьте, что это не настоящий кирпич, а легкий пластиковый муляж. Как изменились ваши ощущения? Представьте, что к вам прикасается легкий шелк, затем грубое полотно, а затем невесомый пух. Представьте, что вы притрагиваетесь поочередно то к холодной, то к теплой поверхности — например, берете в руку стакан холодной воды или чашку горячего чая.

Мысленно усильте, а затем ослабьте ощущения. Вы можете ослабить неприятное ощущение, и сгладить его воздействие. Вы можете усилить приятное ощущение, и получить от него еще больше удовольствия.

Вы заметите, что ощущения от контакта с воображаемыми образами аналогичны тому, как если бы мы имели дело с реальными предметами. Да, эти ощущения гораздо слабее, они не такие явственные, но все-таки по сути своей это те же самые ощущения. Вы заметите, что ваше восприятие более отчетливо, когда в действие вступают ваши ведущие репрезентативные системы. В этом случае задание будет даваться легче. Но и менее активные репрезентативные системы тоже нужно тренировать.

Чем более активны все наши системы, тем более полной и богатой является наша картина мира!

Теперь, когда вы познакомились с тем, каким образом мы можем работать с нашими репрезентативными системами, подумайте вот о чем: в вашей жизни наверняка было немало ситуаций, когда вы находились в ресурсных состояниях. Но о множестве таких случаев вы забыли, многим из них вы просто не придали значения, а есть и такие, о которых вы помните, но почему-то они не становятся для вас источником силы, не дают нужных ресурсов для успешной жизни. Почему так происходит?

Одна из причин — в том, что вы, возможно, привыкли придавать больше значения своим неудачам, чем удачам.

Такое случается с многими людьми. Когда неудачи кажутся чем-то значительным, а удачи — неважным, мы автоматически скатываемся в нересурсные состояния, связанные с этими неудачами. И нам очень трудно выбраться из этих состояний, а значит, трудно получить доступ к ресурсам. О том, как справиться с этим, пойдет речь в следующей главе.

Пока же поговорим о еще одной причине: она в том, что ваши визуальные, аудиальные, кинестические сигналы, полученные в ресурсном состоянии, ослабли и притупились. Вам трудно их восстановить, и даже, может быть, трудно вспомнить. Но мы же знаем, как работает воображение. Мысленно поместив себя в ситуацию, в которой у вас был доступ к ресурсам, вы можете максимально усилить все позитивные сигналы, которые ваш мозг получал в ней. Вы можете по сути восстановить и даже сделать ярче, чем она была в реальности, любую позитивную ситуацию из вашей жизни, и войти в ресурсное состояние, независимо от того, как давно вы испытали его в последний раз.

Вам не нужно пытаться силой заставить себя войти в это состояние. Просто усильте все позитивные визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы. И всё! Остальную работу мозг проделает сам — вы мгновенно и автоматически окажетесь в ресурсном состоянии.

Задание. Усильте позитивное воздействие ресурсного состояния

Вспомните любую ситуацию из вашей жизни, когда вы испытывали приятное состояние силы, уверенности, радости, удовольствия, в которое вам хотелось бы вернуться.

Закройте глаза, расслабьтесь, и вспомните, что происходило тогда.

Вспомните обстановку — все зрительные образы, которые вы воспринимали в тот момент, и которые были для вас приятны.

Вспомните цвет и формы этих приятных позитивных образов. Представьте, что цвет становится ярче, а сами образы более отчетливым.

Мысленно приближайте к себе эти образы. Замечайте, как они увеличиваются в размерах.

Вспомните звуки, которые вы слышали тогда. Выделите из них самые приятные звуки, и представьте, что они приблизились к вам, стали громче.

Представьте, что общий звуковой фон стал более радостным, мажорным. Если вы слышали голоса, представьте, что они звучат весело. Мысленно добавьте другие звуки — например, приятную вам музыку, чей-то смех, пение птиц, и т. д.

Вспомните, какие ощущения в теле вы испытывали. Представьте, что эти ощущения стали более приятными и желательными для вас — например, вы чувствуете тепло, или свежесть, прикосновение чего-то мягкого, приятную легкость в теле, или ощущение тонуса мышц, бодрости, активности.

Попробуйте соединить воедино все три репрезентативные системы — одновременно воспринимать визуальные, аудиальные, кинестические сигналы, чтобы ваш образ благоприятной ситуации стал целостным, единым.

Обратите внимание на то, как изменилось ваше восприятие ситуации. Вы усилили поступающие в ваш мозг сигналы, а от того воспринимаемый вами поток позитивной информации стал более интенсивным. Как следствие — приятное воспоминание стало еще более приятным, активировались внутренние ресурсы, приводящие вас в радостное, позитивное и продуктивное состояние.

Источник силы на все случаи жизни: коллекция ресурсных состояний

Вовсе не обязательно пользоваться только прошлым опытом ресурсных состояний. Кроме обращения к прошлому, есть еще два варианта:

● искать и находить для себя ресурсные занятия в настоящем — те виды деятельности или любого времяпрепровождения, которые позволяют получить доступ к внутренним ресурсам, восстановить силы, почувствовать уверенность в себе, обрести свободу самовыражения,

создавать ресурсные состояния, используя собственное воображение.

Чтобы использовать первый вариант, составьте список всех занятий, которые приносят вам радость и дают силы. Это может быть как серьезная работа, так и, к примеру, велосипедная прогулка или посещение выставки. Чем больше будет ваш список — тем лучше. Задайтесь целью посвящать таким ресурсным занятиям хотя бы несколько часов раз в неделю.

Чтобы воспользоваться вторым вариантом, представьте себя в каком-то месте, где вам очень хорошо. Представьте, что вы делаете там что-то приятное, пребываете в прекрасном расположении духа, чувствуете себя великолепно. Даже если вы представите себя в фантастическом месте за занятием, которым вы никогда не занимались в реальности — у вас есть шанс создать для себя прекрасное ресурсное состояние!

После вы сможете в любой момент воспользоваться ресурсами, которые несут в себе ресурсные состояния, воспроизводя и усиливая все ощущения, испытанные в них.

Задание. Создайте свою коллекцию ресурсных состояний

Начните собирать что-то вроде коллекции ресурсных состояний. Включайте сюда и реальные ресурсные состояния, которых наверняка было в вашей жизни немало, и те, которые вы создали при помощи воображения. Составляйте список, кратко записывая такие ситуации для памяти. Попутно определяйте, какие именно ресурсы были для вас доступны в каждой из них.

Например:

▪ Прогулка на велосипеде — радость, бодрость, чувство внутренней свободы.

▪ Работа — уверенность в себе, высокая интеллектуальная активность.

▪ Отдых на берегу моря — раскрепощенность, покой, комфорт, чувство счастья.

Задайтесь целью постоянно пополнять такую коллекцию. Когда подобные качества потребуются вам в реальности, вы сможете вызвать в вашем воображении соответствующее ресурсное состояние и войти в него, просто вспомнив и усилив визуальные, аудиальные, кинестические сигналы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги НЛП: ключ к управлению своей жизнью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я