Неточные совпадения
На пути оккультного познания, как и всякого познания вообще, при постоянном и
бесконечном углублении в область божественного, в мире нельзя, однако, встретить
Бога, в этом познании есть бесконечность — в религиозном смысле дурная, т. е. уводящая от
Бога, ибо к Нему не приближающая.
Поводом послужила книга схимонаха Илариона «На горах Кавказа» (3‑е изд., Киев, 1912), в которой, в частности, утверждалось: «В имени Божием присутствует Сам
Бог — всем своим существом и всеми своими
бесконечными свойствами» (с. 16).
И потому она, конечно, есть жизнь и
бесконечной природе целого, во всеедином, в
Боге, жизнь, обладающая
Богом но всем и всем в
Боге.
Во всех этих определениях бросается в глаза, что религия чувства, основанная на ощущении
бесконечного, космического единства, отнюдь не содержит в себе идеи
Бога, которая тем не менее постоянно подразумевается Шлейермахером и вводится посредством «т. е.», как в приведенной тираде, причем делается спинозовское уравнение: deus sive natura [
Бог или природа (лат.) — выражение из «Этики» Б. Спинозы.].
То, что сообщает религии чувство
бесконечной глубины и неизреченной тайны, трансцендентный фон
Бога, вне религии кажется такою же пустотой или «пограничным понятием», как Ding an sich в системе Канта.
Но в то же время ясно, что «под божественным незнанием следует разуметь не что иное, как непонятное и
бесконечное знание самого
Бога [De div. nat., lib.
«Сефиры (энергии Божества, лучи его) никогда не могут понять
бесконечного Эн-соф, которое является самым источником всех форм и которое в этом качестве само не имеет никаких: иначе сказать, тогда как каждая из сефир имеет хорошо известное имя, оно одно его не имеет и не может иметь.
Бог остается всегда существом несказанным, непонятным,
бесконечным, находящимся выше всех миров, раскрывающих Его присутствие, даже выше мира эманации».
Бог постижим только в силу и меру своего откровения о Себе: «Видел дух мой с радостным ужасом, что вне пределов сего вечного округа (шара Вечности) ничего не было, как только
бесконечное непостижимое Божество, без цели и пределов, и что вне сего шара Вечности ничего не можно было о самом
Боге ни видеть, ни познавать, кроме только отрицательного познания, то есть что Он не есть» (гл. V, § 6).
Поэтому всякое нечто:
бог ли или человек, небо или ад, ангелы или демоны, — имеет одну природу или сущность, как в системе Спинозы единая абсолютная субстанция существует в
бесконечном множестве атрибутов и модусов.
Бемизм есть динамический спинозизм, концепция же отношения
Бога к миру у обоих одна и та же [Cp., напр., у Спинозы: «Я раскрыл природу
Бога и его свойства, а именно, что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет свободную причину всех вещей; что все существует в
Боге и, таким образом, зависит от него, что без него не может ни существовать, ни быть представляемо; и наконец, что все предопределено
Богом и именно не из свободы вовсе или абсолютного благоизволения, а из абсолютной природы
Бога, иными словами,
бесконечного его могущества…
Столь же в бемовском духе развито и следующее объяснение мирового зла и несовершенства из божественной полноты: «На вопрос, почему
Бог не создал всех людей таким образом, чтобы они руководствовались одним только разумом, у меня нет другого ответа, кроме следующего: конечно, потому что у него было достаточно материала для сотворения всего, от самой высшей степени совершенства до самой низшей; или, прямее говоря, потому, что законы природы его настолько обширны, что их было достаточно для произведения всего, что только может представить себе
бесконечный ум» (ib., 62)134.].
Неточные совпадения
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например?
Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием
бесконечной картины.
Впереди вставала
бесконечная святая работа, которую должна сделать интеллигентная русская женщина, — именно, прийти на помощь к своей родной сестре, позабытой
богом, историей и людьми.
Полякам всегда недоставало чувства равенства душ человеческих перед
Богом, братства во Христе, связанного с признанием
бесконечной ценности каждой человеческой души.
Мир без
Бога есть непреодолимое противоречие конечного и
бесконечного, лишен смысла и случаен.
Недовольство человека конечным, устремленность к
бесконечному есть обнаружение божественного в человеке, человеческое свидетельство о существовании
Бога, а не только мира.