Неточные совпадения
Это определение как будто теряет свою
силу тогда, когда атеизм отрицает существование бога и вместе с тем, как буддизм, остается чрезвычайно интенсивной религией; но нетрудно распознать, что эта видимость проистекает лишь из предвзятого реалистического взгляда на существо божие, которое не подходит к буддийскому
абсолютному иллюзионизму.
А это и значит, что нравственность имеет
силу только для человека в его греховной ограниченности и не имеет
абсолютного значения.
Но для философии существует лишь отвлеченное
абсолютное, только постулат конкретного Бога религии, и своими
силами, без прыжка над пропастью, философия не может перешагнуть от «бога интеллектуального» и «интеллектуальной любви к нему» к личной любви к живому Богу.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет
силы, не есть
сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (
абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
Антиномия здесь подменяется диалектическим противоречием: в
силу внутренней необходимости, диалектики самого
абсолютного, некоей метафизической причинности выявляются последовательные звенья бытия, и торжествует, таким образом, начало непрерывной закономерности и соответствующей ему непрерывности в мышлении.
И, однако, в то же время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить
абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в
силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
Плотиновская эманация отличается, однако, от индийского акосмизма своим реализмом: мир, как излияние
абсолютного, постольку реален, поскольку ему все же принадлежит полнота божественных
сил, в него излившихся; он есть, имеет хотя и ущербленное, но все-таки не призрачное бытие.
Но тогда со всей
силой поднимается вопрос о самостоятельном смысле множественного и относительного, об его, природе и происхождении: каким образом возникают вся эта пена, волны и зыбь на поверхности
Абсолютного?
Бог же волен ввести себя в трагический процесс мировой истории, в себе и для себя оставаясь от него свободным, поэтому в самом
Абсолютном нет места трагедии, которая коренится в противоборстве раздробленных
сил относительного бытия.
Тайна творения, обнаруживающаяся в антиномии тварности, состоит в том, что в ничто излились творческие
силы бытия, имеющие своим источником само
Абсолютное.
В этом смысле христианство есть
абсолютная религия, ибо именно в нем до конца обнажается основная религиозная антиномия и изживается с наибольшей остротой: здесь ощущается и совершенная близость Бога, но и с тем большей
силой чувствуется Его удаленность.
Неточные совпадения
Сила демократии не может быть
абсолютной, неограниченной властью, она ограничивается ею самой выдвинутыми качествами.
В России в
силу религиозного ее характера, всегда устремленного к
абсолютному и конечному, человеческое начало не может раскрыться в форме гуманизма, т. е. безрелигиозно.
Русский дух, устремленный к
абсолютному во всем, не овладевает мужественно сферой относительного и серединного, он отдается во власть внешних
сил.
Я не произошел от Руссо, не верю в естественную доброту человеческой природы, не считаю природу «божественной» и не обоготворяю
силу жизни, мне чужда экзальтация эмоциональной жизни, я не признаю
абсолютного примата эстетики и искусства.
Абсолютная святыня православной церкви, святыня св. Максима Исповедника, св. Макария Египетского и св. Серафима Саровского, став динамической
силой всемирной истории и всемирной культуры, приведет к сакраментальному завершению истории, к богочеловеческому исходу из трагических противоречий нашего бытия.