Цитаты со словом «Космос»
Область
поиска
«Свет невечерний. Созерцания и умозрения» (Булгаков С. Н., 1917)по всей классике
Православие не в том, чтобы отрицать мир в его подлинности, но в том, чтобы делать центром человечности обращенное к Богу, молитвенно пламенеющее сердце, а не автономное мышление и не самоутверждающуюся волю: вне этого центра и мир перестает быть
космосом, творением и откровением Божиим, но становится орудием для искусителя, обольщающим кумиром.
Т. 1.С. 677–679; Античный
космос и современная наука.
Поскольку процесс космический есть теокосмический или теогонический, а
космос есть теокосмос или космотеос.
София то сближается до полного почти отожествления с Христом, становясь лишь Его силою или атрибутом (так понималась идея Айа-Софии в Царьграде при императоре Юстиниане), то с Богоматерью (празднование св. Софии и внешне соединяется с Успением Богоматери), то с прославленной Церковью, небесной и земной, то с женским образом Невесты из Песни Песней (на некоторых иконах), то даже с
космосом.
«Если этот
космос прекрасен, а Зиждитель — δημιουργός его благ — значит, он обращал взор на вечное (προς το d'iöiov έ'βλεπεν); а если бы мы предположили иное, что грешно и выговорить, то на происшедшее» (το γεγονός).
«Однако всякому ясно, что на вечное, потому что
космос есть прекраснейшее из происшедшего, а Зиждитель благостнейшая из причин άριστος των αίτιων» (28 а) [Следует читать: 29 а.
Софийность мира имеет для твари различную степень и глубину: в высшем своем аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля; во внешнем, периферическом действии в
космосе она есть универсальная связь мира, одновременно идеальная и реальная, живое единство идеальности и реальности, мыслимосТи и бытия, которого ищет новейшая спекулятивная философия (Фихте, Шеллинг, Гегель, неокантианство).
Умопостигаемый
Космос смотрится в первозданный Хаос, делается его внутренней потенцией, и Хаос зачинает Космос, становится хао-космосом.
Хаос в мире идей никогда не обнаруживает себя как таковой, ибо до конца и без остатка разрешается в
космос, но вместе с тем он совершенно реален: хаос существует лишь для того, чтобы был возможен реальный космос.
Но Бог, открывающийся в Софии, являет Себя в триипостасности Своей как Творец, Бог-Отец, Логос и Дух Святый животворящий; животворением же дается и знание себя осуществленным в своей идее, ее ощутившей как живую, действующую силу
космоса, победу в хаосе.
Искусство, не как совокупность технически-виртуозных приемов, но как жизнь в красоте, несравненно шире нашего человеческого искусства, весь мир есть постоянно осуществляемое произведение искусства, которое в человеке, в силу его центрального положения в мире, достигает завершенности, ибо лишь в нем, как царе творения, завершается
космос.
Неверно, далее, и столь часто выражаемое (неоплатониками) мнение, будто «зло коренится в материи как таковой, ибо и она участвует в
космосе, форме и красоте.
Плотин в «Эннеадах» писал: «…Никакое око не увидело бы солнце, если бы само не пребывало солнцезрачным» (Цит. по: Лосев А. Ф. Античный
космос и современная наука.
Как часть софийного всеорганизма
космоса, человек есть «умный» луч Софии, имеет определенную природу, его идея есть та призма, чрез которую для него преломляется мир.
Мир, взятый в себе, есть иерархия «богов»,
космос или лад, в котором звучно и согласно сливаются в едином аккорде многие его голоса.
Христианство научает постигать мир не только как ризу Божества или
космос, но и как «мир сей», темницу для духа, оно вселяет в души жажду освобождения от мира, стремление к прорыву за его грани.
Быть может, человек, имея хозяйственную опору в
космосе и будучи в нем демиургом, призван стать и космоургом, воскресителем умершей жизни, блюстителем наличествующей и восприемником грядущей?
Серафима и других святых, кто не ощущает веяния разлитой около них высочайшей и чистейшей поэзии, тот остается чужд наиболее в них интимному, ибо в них есть пламенное чувствование красоты
космоса, его софийности, и есть священная непримиримость против греха, как уродства и безобразия.
Благодаря своей связи с
Космосом, реальность коего и есть Красота, искусство становится символическим.
Итак, на эмпирической поверхности происходит разложение религиозного начала власти и торжествует секуляризация, а в мистической глубине подготовляется и назревает новое откровение власти — явление теократии, предваряющее ее окончательное торжество за порогом этого зона [Термин древнегреческой философии, означающий «жизненный век», «вечность»; в иудео-христианской традиции означает «мир», но не в пространственном смысле (
космос), а в историческом и временном аспекте («век», «эпоха»).]
Кроме того, простая последовательность требовала бы одновременно с муками отрицать и блаженство, славу тела, а это уже ведет к неизбежному отрицанию и всего
космоса, всей ныне стенающей и ждущей своего избавления твари.
Поэтому и в аду есть своя лжеиерархия, он есть лжецарство, в котором извращенные модальности божественного
космоса сочетаются в какофонию, — нелепейшая карикатура и пародия на божественную иерархию и музыку сфер небесных.
Цитаты из русской классики со словом «Космос»
Ассоциации к слову «космос»
Синонимы к слову «Космос»
Синонимы к слову «космос»
Предложения со словом «космос»
- После него мы точно знаем, что побывавшие в открытом космосе люди могут иметь вполне полноценное потомство.
- Истосковавшимся по дальнему космосу людям хватило намёка, тощенькой, завалященькой надежды.
- Успехи советских учёных, конструкторов, инженеров в области освоения космоса помогают общему прогрессу нашей науки и техники.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «космос»
Значение слова «космос»
КО́СМОС, -а, м. Мир, вселенная. Освоение космоса. Полеты в космос. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КОСМОС
Афоризмы русских писателей со словом «космос»
- Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно