Цитаты со словосочетанием «смысл истории»
[Уже после напечатания моего этюда «О происхождении зла и
смысле истории» я познакомился с интересной книгой В. А. Кожевникова о Н. Ф. Федорове, замечательном человеке и мыслителе.
Понять
смысл истории мира значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в существовании того зла, с которого началась история, найти место в мироздании для каждого страдающего и погибающего.
Вопрос о
смысле истории и есть вопрос о происхождении зла в мире, о предмирном грехопадении и об искуплении.
Жаждой искупления наполнена вся история мира, и лишь как искупление может быть понят
смысл истории.
Основа истории — в грехе,
смысл истории — в искуплении греха и возвращении творения к Творцу, свободном воссоединении всех и всего с Богом, обожении всего, что пребывает в сфере бытия, и окончательном оттеснении зла в сферу небытия.
Дуалистический спиритуализм не может признать смысла жизни и
смысла истории; для него выгоднее как можно скорейшая смерть, естественный переход в другой, лучший мир.
Только у пророков зарождалась идея прогресса, только они чуяли религиозный
смысл истории, связывая этот смысл с мессианистскими чаяниями.
Христос не совершал чудес в истории, отверг этот дьявольский соблазн, так как в свободе человека видел
смысл истории, так как чудеса были бы насилием и не оставили бы места для достоинства и заслуги любви к Христу.
Христос — центр истории,
смысл истории; история шла к Нему и идет от Него.
Жажда личного спасения стала основным мотивом истории, и временное непонимание
смысла истории, смысла земного существования человечества во времени стало как бы исполнением этого смысла.
Христианская история, говорят, не удалась, христианство не осуществилось в истории, но сама эта неудача, сама неосуществленность христианства поучительна для понимания религиозного
смысла истории, поддерживает истину христианских пророчеств.
Как можно отстоять религиозный
смысл истории, если произошел такой крах с самой религиозной эпохой, что пропала у человечества охота религиозно организовать жизнь и религиозно направить историю?
Ветхое сознание не вмещает
смысла истории, и вся драма новой истории представляется ему или недоразумением, или сплошным злом, дьявольским наваждением.
Идея прогресса и есть идея
смысла истории, истории как пути к Богу, к благодатному концу, к Царству Божьему.
Учение о прогрессе, о
смысле истории неизбежно предполагает благодатное завершение истории, конечный исход, конец истории, ту или иную эсхатологию; в эсхатологии — пафос религии прогресса, душа ее.
История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца;
смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу.
Появление религии прогресса и социализма обостряет религиозно-эсхатологическую проблему, ставит перед христианским сознанием вопрос о религиозном
смысле истории и ее завершении, служит возрождению религиозному, связанному с обетованиями и пророчествами.
Апокалипсис, откровение св. Иоанна, и есть христианская книга, в которой заключены пророчества о конце истории, которая тесно связана со
смыслом истории.
Смысл истории согласно Апокалипсису заключается в освобождении человеческих сил для последней борьбы добра и зла, Христа и Антихриста.
Религиозное сознание исторического христианства не вмещало религиозного
смысла истории, но такова была его историческая миссия.
Нужно было отрицать историю, чтобы осуществился
смысл истории; нужно было пройти через отрицание мира, чтобы религиозно утвердить мир.
Но религиозное понимание истории возможно уже потому, что религиозное восприятие всегда индивидуально и универсально разом и что религиозный
смысл истории исходит из индивидуального, неповторимого факта — Христа.
Только новая религиозная антропология в силах осветить религиозный
смысл истории, победить кошмар отвлеченной схемы и безумие индивидуальной игры.
Человечество, по выражению Вл. Соловьева, есть становящееся абсолютное, и в этом религиозный
смысл истории и религиозная задача человеческой культуры.
Вот почему религиозно-антропологический вопрос есть вопрос о разрешении
смысла истории.
Идеология страдания, этот вывернутый наизнанку гедонизм, лишает
смысла историю и отрицает задачу жизни.
Вне христианского
смысла история не может иметь никакого смысла: история не может быть принята, прогресс должен быть отвергнут.
Сознание
смысла истории и всеразрешающего конца истории возможно лишь для соборной, церковной мистики, сознание это не дается ни мистике отвлеченной духовности, оторванной от жизни мировой души и все переносящей внутрь души индивидуальной, ни мистике субъективного опьянения и преувеличения, искажающего перспективы истории.
Апокалиптическое и эсхатологическое сознание должно признать
смысл истории и должно верить в возможность просветления мировой плоти.
Все нецерковные мистические движения, разобщенные с вселенским сознанием и вселенским
смыслом истории, отличаются бесплодием, все они чахнут и, в лучшем случае, имеют значение симптоматическое, подготовительное, переходное или исключительно индивидуальное.
Творческое значение имеет ныне лишь та мистика, которая связана с временами и сроками всемирной истории, воспринимает
смысл истории и предчувствует конец истории.
Наш национальный мистицизм XIX века, мистицизм Чаадаева, некоторых славянофилов, Достоевского, Вл. Соловьева и др., тем и ценен, что в нем так остро ставится проблема религиозного
смысла истории, проблема Востока и Запада, проблема национального мессианизма, т. е. в пределе своем проблема апокалиптическая.
С религиозным
смыслом истории неразрывно связаны хилиастические упования.
Неточные совпадения
Это вселенское религиозное миропонимание и мироощущение, к которому современный мир идет разными путями и с разных концов, прежде всего остро ставит вопрос о
смысле мировой
истории, о религиозном соединении судьбы личности и судьбы вселенной.
История лишь в том случае имеет
смысл, если будет конец
истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой
истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали в жизни и чего заслужили для вечности, если весь хронологический ряд
истории вытянется в одну линию и для всего найдется окончательное место.
Земная
история приобретает абсолютный религиозный
смысл, в ней все единственно и неповторимо, в ней совершается искупление и спасение мира.
Индийская идея метемпсихоза чужда и противна христианскому сознанию, так как противоречит религиозному
смыслу земной
истории человечества, в которой совершается искупление и спасение мира, являлся Бог в конкретном образе человека, в которой Христос был единственной, неповторимой точкой сближения и соединения Бога и человечества.
Ясно, что множественность и повторяемость в индийской философии и религии, отрицание
смысла конкретной
истории, допущение скитания душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих душ путем превращения в новые и новые формы — все это несовместимо с принятием Христа и с надеждой на спасительный конец
истории мира.
Вот почему христианское учение о воскресении плоти утверждает
смысл жизни в этом мире,
смысл мировой
истории, оправдывает мировую культуру.
Для восточных верований в метемпсихоз плоть человека не имеет никакого значения; душа человека может перейти в кошку, и потому нет
смысла жизни,
смысла земной
истории, так как
смысл этот тесно связан с утверждением безусловного значения плоти.
История человечества на земле приобретает
смысл, потому что в центр ее является Христос —
Смысл творения.
Если без Христа-Логоса
история мира не имела бы
смысла и оправдания, то без Св.
Религиозный
смысл этой диалектики
истории и составляет мою тему, для которой я устанавливаю религиозно-философские посылки.
Существование зла в мире не только не есть аргумент в пользу атеизма, не только не должно восстанавливать против Бога, но и приводит к сознанию высшего
смысла жизни, великой задачи мировой
истории.
Процесс
истории не есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира: процесс
истории двойствен; он есть подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей идее, в своем
смысле, освобождено и очищено человечество и мир для последнего выбора между добром и злом.
Смысл дохристианской
истории в том и заключался, чтобы привести землю и человечество к Христу, подготовить мировую почву для принятия человечеством Христа.
История потому только и имела
смысл, потому только в ней можно было увидеть божественный план, что в
истории должен был явиться Мессия — Христос, что мир исторически готовился к Его явлению.
Пантеистическое чувство бытия, лежавшее в основании язычества, было не дифференцировано; в этом первоначальном пантеизме не выделялся еще ни человек, ни человечество, ни
смысл человеческой
истории; все тонуло в стихии первозданного хаоса, начинавшего лишь оформливаться.
Смысл христианской эпохи
истории был в подвиге самоотречения, в вольном отказе от самоутверждения в порядке природы, и христианские святые и подвижники выполняли эту космическую по своему значению задачу.
И христианство, выполнявшее свою историческую миссию, в сознании своем не вмещало понимания
смысла творческой
истории,
смысла мировой культуры.
Для явления окончательного добра должен был совершиться процесс
истории, и потому все эпохи
истории имеют глубокий религиозный
смысл.
Но христианские пророчества и обетования не осуществились еще в
истории, и христианское сознание не вместило еще религиозного
смысла прогресса.
Само религиозное сознание восполняется откровением о
смысле мировой
истории, новой религиозной антропологией, новой теургией.
Люди религиозного сознания легко впадают в соблазн отрицания
истории, для них закрывается
смысл трудового развития культуры и религиозно нейтрального процесса гуманизации.
Смысл мировой
истории не в благополучном устроении, не в укреплении этого мира на веки веков, не в достижении того совершенства, которое сделало бы этот мир не имеющим конца во времени, а в приведении этого мира к концу, в обострении мировой трагедии, в освобождении тех человеческих сил, которые призваны совершить окончательный выбор между двумя царствами, между добром и злом (в религиозном
смысле слова).
В этом сущность апокалипсических пророчеств о
смысле и конце
истории.
История мира есть
история страдальческая, но
смысл мира в исходе из страдания, т. е. в победе над злом.
История не имела бы религиозного, церковного
смысла, если б она не закончилась полнотой откровения, откровения тайны творения Божьего, если б исторический процесс не перешел в процесс сверхисторический, в котором окончательно будет снята противоположность между земным и небесным, человечеством и Божеством.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «смысл истории»
— Куда вы? Подождите, здесь ужинают, и очень вкусно. Холодный ужин и весьма неплохое вино. Хозяева этой старой посуды, — показал он широким жестом на пестрое украшение стен, — люди добрые и широких взглядов. Им безразлично, кто у них ест и что говорит, они достаточно богаты для того, чтоб участвовать в истории; войну они понимают как основной
смысл истории, как фабрикацию героев и вообще как нечто очень украшающее жизнь.
Ведь последовательно проведенная точка зрения блага людей ведет к отрицанию
смысла истории и исторических ценностей, так как ценности исторические предполагают жертву людским благам и людскими поколениями во имя того, что выше блага и счастья людей и их эмпирической жизни.
Роскошный пир. Пенится в стаканах вино; сияют глаза пирующих. Шум и шепот под шум, смех и, тайком, пожатие руки, и порою украдкой неслышный поцелуй. — «Песню! Песню! Без песни не полно веселие!» И встает поэт. Чело и мысль его озарены вдохновением, ему говорит свои тайны природа, ему раскрывает свой
смысл история, и жизнь тысячелетий проносится в его песни рядом картин.
Он помог напечатанию на немецком языке моей книги «
Смысл истории» и написал к ней предисловие.
Благодаря историческим трудам последнего времени и еще более новейшим событиям в Европе мы начинаем немножко понимать внутренний
смысл истории народов, и теперь менее, чем когда-нибудь, можем отвергать постоянство во всех народах стремления, — более или менее сознательного, но всегда проявляющегося в фактах, — к восстановлению своих естественных прав на нравственную и материальную независимость от чужого произвола.
Неточные совпадения
Из рассказа его видно, что глуповцы беспрекословно подчиняются капризам
истории и не представляют никаких данных, по которым можно было бы судить о степени их зрелости, в
смысле самоуправления; что, напротив того, они мечутся из стороны в сторону, без всякого плана, как бы гонимые безотчетным страхом.
Глуповцы ужаснулись. Припомнили генеральное сечение ямщиков, и вдруг всех озарила мысль: а ну, как он этаким манером целый город выпорет! Потом стали соображать, какой
смысл следует придавать слову «не потерплю!» — наконец прибегли к
истории Глупова, стали отыскивать в ней примеры спасительной градоначальнической строгости, нашли разнообразие изумительное, но ни до чего подходящего все-таки не доискались.
Что ж за направленье такое, что не успеешь поворотиться, а тут уж и выпустят
историю, и хоть бы какой-нибудь
смысл был…
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в общем и глубоком
смысле, можно свести основное действие человека, творца
истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования
смысла “фактов”».
Он и был твердо уверен в своей правоте, как не может не быть уверен в правоте здравого
смысла всякий образованный человек нашего времени, который знает немного
историю, знает происхождение религии вообще и о происхождении и распадении церковно-христианской религии.
Ассоциации к слову «смысл»
Ассоциации к слову «история»
Синонимы к словосочетанию «смысл истории»
Предложения со словосочетанием «смысл истории»
- Размышления над смыслом жизни отдельного человека и всего человечества, раздумья над смыслом истории вообще, естественно, выводили отечественных мыслителей ещё на одну тему – тему святости.
- Разгадать сокровенный смысл истории и её конечную цель ей не под силу34*.
- Например, когда вы впервые входите в помещение, у вас в мозгу тут же начинает формироваться наполненная смыслом история, объясняющая назначение этого помещения.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «смысл»
Сочетаемость слова «история»
Каким бывает «смысл истории»
Значение слова «история»
ИСТО́РИЯ, -и, ж. 1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Диалектика истории. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСТОРИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «смысл»
- Здравый смысл — это только сочетание предрассудков времени.
- А смысл безмерных слов, пожалуй, в том,
Чтоб скрыть бессилье в чем-нибудь простом.
- Смеются, плачут ли навзрыд
Народы,
Точно дети…
Но здравый смысл
Один царит
На этом белом свете.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно