Неточные совпадения
Когда он будет не один, когда
Дух будет жить
в нем, тогда отпадет человечески самолюбивый и суетный вопрос о размерах дарований.
В философском рационализме отразилась греховная раздробленность
духа.
Высшей судебной инстанцией
в делах познания не может и не должна быть инстанция рационалистическая и интеллектуалистическая, а лишь полная и целостная жизнь
духа.
Разум должен прекратить свое изолированное, отсеченное существование и органически воссоединиться с цельной жизнью
духа, тогда только возможно
в высшем смысле разумное познание.
Философия не может быть ни отвлеченно-интеллектуалистической, ни отвлеченно-волюнтаристической, она должна быть философией конкретного
духа,
в которой нет уже рассечения,
в которой восстановлена цельность.
Глубокая и неискоренимая противоположность существует между философским рационализмом и религиозным реализмом: философский рационализм не выходит из круга идей, мышления, интеллектуальности, рассудочности, религиозный реализм живет
в царстве бытия, реальностей, целостной жизни
духа.
Протестантизм весь переходит
в субъективный мир
духа, он порывает с тайнами и таинствами объективного бытия, соборной души мира, матери-земли.
Малый разум функционирует как отсеченная часть, большой разум функционирует
в цельной жизни
духа.
Именно те, которые переносят веру и мистику исключительно
в субъективную действительность человеческого
духа, те, которые отрицают мистическую реальность бытия и пути соединения с ней, отрицают чудесную тайну преосуществления
в мире объективном,
в мировой душе, те должны быть признаны рационалистами.
Да простит мне читатель интуитивно-афористическую форму изложения, преобладающую
в этой книге. Но форма эта не случайно явилась и не выдумана, форма эта внутренне неизбежна, она вытекает из основного устремления
духа и не может быть иной. Для меня вера есть знание, самое высшее и самое истинное знание, и странно было бы требовать, чтобы я дискурсивно и доказательно обосновывал и оправдывал свою веру, т. е. подчинял ее низшему и менее достоверному знанию.
Три фазиса Конта не хронологически сменяют один другой
в истории, а сосуществуют
в человеческом
духе.
В древнем, дохристианском мире потому нельзя было овладеть природой, что она была наполнена
духами, от которых человек зависел.
Сама жизнь
духа, а не наука о жизни
духа, предшествует гносеологии,
в самой жизни
духа,
в самих силах бытия нужно искать предпосылок гносеологии, а не
в психологии или другой какой-нибудь «логии».
В жизни
духа можно открыть все качества логики, противоборствующие релятивизму и скептицизму.
Сущее дано лишь
в живом опыте первичного сознания, до рационалистического распадения на субъект и объект, до рассечения цельной жизни
духа.
Только гносеология не человеческого происхождения, только гносеология, открывающая действие
Духа Божьего
в философском познании, только такая соборная, церковная гносеология, исходящая от изначальной данности Божественного Логоса
в нас, может возвыситься над антропологическим и психологическим релятивизмом.
Разум не есть начало рассудочное, интеллектуальное, это цельный, солнечный
дух в мире и
в человеке.
Когда я говорю с братом по
духу, у которого есть та же вера, что и у меня, мы не уславливаемся о смысле слов и не разделены словами, для нас слова наполнены тем же реальным содержанием и смыслом,
в наших словах живет Логос.
Дух этот требует бесконечного процесса
в осуществлении долженствования.
Дух этот боится того завершения, конца, который дан
в абсолютном бытии.
В трансцендентном бытии никто серьезно, жизненно, полнотой
духа не сомневается.
Полнота же и цельность жизни
духа заключает
в себе познание, это не риккертовское «переживание».
Все великое
в науке сотворено
духом непосредственного, проникающего
в объективность природы реализма, а не рефлектирующего, гносеологического идеализма, не наука предполагает гносеологию, а гносеология предполагает науку.
Дух дан
в непосредственном, нерационализированном опыте, а не
в том рационализированном опыте, с которым имеет дело психология.
Отвлеченный рационализм
в самой постановке проблемы знания породил эту оторванность от бытия, но сам рационализм был более чем ошибкой сознания, был тяжелой и общей болезнью человеческого
духа.
Права живого, полного, непосредственного опыта, не опыта рационализированного знания, а опыта жизни
духа в его целостности должны быть восстановлены.
Наоборот, мы исходим из бытия универсального, видим
в мышлении функцию мирового
духа, сверхиндивидуального разума.
Земной
дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой идеей прогресса и грядущего
в конце прогресса земного рая, и так обольщен был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения счастливцам грядущего рая.
Можно потерять интерес к морали и науке; все эти блага могут оказаться уже не питательными, не утоляющими жажду
духа, не спасающими от демонов, вселившихся
в проклятую материю.
Никакой своей цели, своего нового бытия
дух зла не мог выдумать, так как вся полнота бытия заключена
в Боге; выдумка его могла быть лишь ложью, лишь небытием, выдавшим себя за бытие, лишь карикатурой.
Весь природный порядок, пространственный, временный, материальный, закономерный, который явился результатом греха, соблазненности наущениями
духа зла, есть наполовину подделка бытия, ложь и призрак, так как
в нем царит смерть, рабство и страдание.
Всего менее можно осмыслить отношение между добром и злом
в сознании дуализма
духа и материи.
Плоть так же свята
в своей божественной первооснове, как и
дух, но так же, как и
дух, может быть испорчена, так же может изолгаться и тогда сеет смерть.
Метафизика неизбежно ведет к спиритуалистическому монизму, который утверждает
в природе связь
духа и материи, одухотворенность материи.
Дух есть синтетический момент
в мистической диалектике, осуществленное космическое спасение, осуществленное обожение человечества и мира, соборное возвращение творения к Творцу.
Духа проникает Христос
в тело человечества, через Третьего таинственно претворяется Богочеловек
в Богочеловечество.
Если Сын Божий есть Логос бытия, Смысл бытия, идея совершенного космоса, то
Дух есть абсолютная реализация этого Логоса, этого Смысла, воплощение этой идеи не
в личности, а
в соборном единстве мира, есть обоженная до конца душа мира.
Духа в истории мира не было бы соборного действия Промысла, не было бы отблеска Божества на всем, что творится
в истории, во вселенской культуре,
в общественности, не было бы космического единства человечества.
Дух восстанавливает творение по идее Бога, по Логосу, соборно утверждает бытие
в Боге, собирает разорванные и порабощенные грехом части творения.
Отец возвращает себе творение через Сына, а Сын пребывает
в творении через
Духа.
Тот же диалектический процесс совершается
в творении, но таинственно отраженным: история мира проходит эпохи Отца, Сына и
Духа.
В религии Христа был дан Богочеловек и открылась правда о личном небесном спасении, но не было еще дано богочеловечество и не была еще целиком открыта правда о соборном спасении мира, о пути осуществления
духа Христова
в мировом космосе.
Богочеловек явился
в мир; мистический акт искупления совершился, но богочеловеческий путь истории еще не был найден, все еще оставалось обширное поле для подмены божеского человеческим, для соблазнов князя этого мира, который всегда охотно подсказывает, как лучше устроить мир, когда
Дух Святой не вдохновляет еще человечества.
Духа в соборном человечестве.
Достоинство человека —
в его жизни, а не
в смерти,
в соединении
духа с плотью, а не
в отделении
духа от плоти,
в соединении индивидуальной судьбы личности с исторической судьбой мира, а не
в отделении личной судьбы от мировой.
Духа в путь истории и культуры.
Духа, что то будет эпоха любви и свободы, это давно уже предчувствовалось, мечта о ней всегда была заложена
в христианстве.
В XIII веке францисканцы проповедовали о трех эпохах — Отца, Сына и
Духа Св., и эпоху
Духа начинали с св. Франциска.
Духа и
в нем должна явиться церковь св. Иоанна.
Духа не могла еще наступить не только
в XIII веке, но и
в XIX веке, не настали еще времена и сроки.