Но человек, занимающий иерархически высшее и центральное положение, призванный
быть добрым царем природы, заразил всю природу, все иерархически низшие существа грехом и отступничеством и стал рабом той низшей природы, перед которой так страшно виновен и которую должен оживить.
Неточные совпадения
Древний змий соблазнял людей тем, что они
будут как боги, если пойдут за ним; он соблазнял людей высокой целью, имевшей обличие
добра, — знанием и свободой, богатством и счастьем, соблазнял через женственное начало мира — праматерь
Еву.
Зло не
есть особая, самобытная стихия, противостоящая стихии
добра, как то думает дуалистическое сознание.
Безрелигиозное сознание мысленно исправляет дело Божье и хвастает, что могло бы лучше сделать, что Богу следовало бы насильственно создать космос, сотворить людей неспособными к злу, сразу привести бытие в то совершенное состояние, при котором не
было бы страдания и смерти, а людей привлекало бы лишь
добро.
Творец не создал необходимо и насильственно совершенного и
доброго космоса, так как такой космос не
был бы ни совершенным, ни
добрым в своей основе.
Но и для философствующего разума ясно, что насильственное
добро, насильственная прикованность к Богу не имела бы никакой ценности, что существо, лишенное свободы избрания, свободы отпадения, не
было бы личностью.
Если начальным в мировой истории
была свобода выбора
добра и зла, то конечным
будет свобода утверждения
добра, так как зло
будет сознано как окончательное рабство.
Процесс истории не
есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира: процесс истории двойствен; он
есть подготовление к концу, в котором должно
быть восстановлено творение в своей идее, в своем смысле, освобождено и очищено человечество и мир для последнего выбора между
добром и злом.
Для явления окончательного
добра должен
был совершиться процесс истории, и потому все эпохи истории имеют глубокий религиозный смысл.
Будущее двойственно, в нем зло должно
быть окончательно отделено от
добра.
Тварная человеческая природа
есть и величайшее
добро, и величайшее зло.
Мнить самого себя спасителем и придавать своей жертве мировое искупляющее значение
есть большой соблазн ложной антропологии, соблазн зла, принявшего обличие
добра.
Страдание не
есть ни
добро, ни зло, оно — результат зла, который должен
быть мужественно изжит.
Если же не по своей вине гибнет существо, то это не
есть гибель, такое существо не погибает, такое существо, возжаждав
добра и божественной жизни, всегда может спастись.
Не только зло должно
быть побеждено подвигом аскетическим, но и
добро должно
быть создано подвигом творческим.
«Но в таком случае это
будет земной рай!» «Да, это — царство свободы,
добра, любви!» «Нужно делать различие между явлением Параклета и победоносным возвращением Христа.
— Так сделайте это для меня, никогда не говорите мне этих слов, и
будем добрыми друзьями, — сказала она словами; но совсем другое говорил ее взгляд.
И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он
был добрый малый, другие — мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!
Ей рано нравились романы; // Они ей заменяли всё; // Она влюблялася в обманы // И Ричардсона и Руссо. // Отец ее
был добрый малый, // В прошедшем веке запоздалый; // Но в книгах не видал вреда; // Он, не читая никогда, // Их почитал пустой игрушкой // И не заботился о том, // Какой у дочки тайный том // Дремал до утра под подушкой. // Жена ж его была сама // От Ричардсона без ума.
Да! тогда я
был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, — прибавил он, иронически улыбаясь, — теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться.
— А хотел бы я поглядеть, как они нам обрежут чубы! — говорил Попович, поворотившись перед ними на коне. И потом, поглядевши на своих, сказал: — А что ж? Может быть, ляхи и правду говорят. Коли выведет их вон тот пузатый, им всем
будет добрая защита.
Неточные совпадения
Добро бы
было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!
Лука Лукич. Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел
было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от
доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.
Артемий Филиппович (в сторону).Эка, черт возьми, уж и в генералы лезет! Чего
доброго, может, и
будет генералом. Ведь у него важности, лукавый не взял бы его, довольно. (Обращаясь к нему.)Тогда, Антон Антонович, и нас не позабудьте.
«Вишь, тоже
добрый! сжалился», — // Заметил Пров, а Влас ему: // — Не зол… да
есть пословица: // Хвали траву в стогу, // А барина — в гробу! // Все лучше, кабы Бог его // Прибрал… Уж нет Агапушки…