Цитаты со словом «что»
Свободу нельзя ни из
чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать.
Эта незыблемая, непоколебимая вера в то,
что истина дана в мистическом восприятии, что нельзя двигаться, нельзя подниматься, не имея под собой твердыни божественного, не имея благодатной помощи, будучи оставленным и покинутым, от вселенской души отрезанным, определяет характер изложения этой книги.
В ней сознательно проводится метод исхождения, а не прихождения, исхождения из того,
что открылось, увиделось как свет, а не прихождения к тому, что еще не открылось, не увиделось и погружено в тьму.
Претензия эта оправдывается тем,
что истина не мною выдумана и открыта, ибо я исповедую религию Христа.
Думают о чем-то, пишут о чем-то, но были времена, когда думали и писали что-то, когда было то, о
чем теперь вспоминают, о чем пишут исследования.
Наша эпоха потому, быть может, так «научна»,
что наука говорит о чем-то, а не что-то.
Августин не был наукой, он был что-то, то, о
чем пишут научные исследования.
Почтенно писать об Эккерте, о Бёме, но неприлично писать то,
что писал Эккерт или Бёме, так, как Эккерт или Бёме писали.
Великое значение Ницше для нашей эпохи в том и заключается,
что он с неслыханной дерзостью решился сказать что-то; он нарушил этикет критической эпохи, пренебрег приличиями научного века, был самой жизнью, криком ее глубин, а не — о жизни.
Могут сказать,
что эпоха наша оскудела гениями и дарованиями и потому в ней все больше о чем-то, чем что-то.
Я думаю,
что это обычное рассуждение в корне ложно.
Прав Вейнингер, когда говорит,
что в каждом человеке заложено начало гениальности и каждый может быть в иные минуты жизни гениальным.
Был бл. Августин, но ведь возможно то же нуменальное направление,
что и у бл. Августина, то же качество жизни и без его гениальности.
Лучше быть третьестепенным Августином, рядовым творцом духа «чего-то»,
чем первостепенным провозвестником духа «о чем-то».
Говорю это смело и не без гордости, ибо неприлично относиться смиренно к тому,
что дает Церковь».
Все,
что я скажу в этой книге, будет дерзающей попыткой сказать «что-то», а не «о чем-то», и дерзость свою я оправдываю так же, как оправдывал ее Хомяков.
Все признают,
что философия переживает тяжелый кризис, что философствующая мысль зашла в тупик, что для философии наступила эпоха эпигонства и упадка, что творчество философское иссякает.
Нужно выйти из круга, а для этого необходимо сознать,
что происходит не только философский кризис, каких немало было в истории мысли, а кризис философии, т. е. в корне подвергается сомнению возможность и правомерность отвлеченной рационалистической философии.
В
чем же сущность этого кризиса?
Критическая гносеология начала проверять компетенцию познания и пришла к тому заключению,
что познание не компетентно связать познающего с объектом познания, с бытием.
Потому философия и зашла в тупик, потому кризис ее и представляется таким безысходным,
что она стала мертвой, самодовлеющей отвлеченностью, что она порвала со всеми формами посвящения в тайны бытия, и философ превратился из священника в полицейского.
Соловьев породил недоразумение, дав повод думать,
что возможен философский универсальный синтез, философское достижение всеединства.
Первые славянофилы, Киреевский и Хомяков, яснее Вл. Соловьева сознавали,
что лишь религиозно, а не философски, лишь в полноте жизни, а не в гнозисе достижим универсальный синтез, всеединство, так как свободнее были от рационализма.
Потому
что поистине: рациональная реальность, рациональная свобода, рациональная личность — лишь призраки отвлеченной, самодовлеющей мысли.
В силах был справиться с проблемами лишь один Франц Баадер, но путь его был особый, не тот,
что у всей философии.
Весь опыт новой философии громко свидетельствует о том,
что проблемы реальности, свободы и личности могут быть истинно поставлены и истинно решены лишь для посвященных в тайны христианства, лишь в акте веры, в котором дается не призрачная, а подлинная реальность и конкретный гнозис.
Только христианская метафизика утверждает реальность бытия и реальность путей к бытию, постигает великую тайну свободы, ни на
что не разложимой и ни к чему не сводимой, и признает субстанцию конкретной личности, заложенной в вечности.
Свобода, прежде всего свобода — вот душа христианской философии и вот
что не дается никакой другой, отвлеченной и рационалистической философии.
Но
что такое религиозная философия, христианский гнозис?
Идеал христианина есть скорее идеал святого,
чем мудрого учителя.
Современная теософия есть одна из форм гностицизма, и все бесплодие гностических притязаний сказывается в ней еще сильнее,
чем в старом, классическом гностицизме.
Безумная мистика Церкви дерзала сказать,
что Христос был и совершенным человеком и совершенным Богом, что обе природы были в Нем совершенно соединены, что воля человеческая была в Нем претворена в волю Пославшего Его; рационалистические ереси всегда говорили, что Христос был только Бог, а человеческая природа была в Нем призрачна или что Христос был только человек, что воля в Христе была лишь одна.
Теория Гарнака о том,
что догматы были рационализацией христианства, интеллектуализмом, внесением начал греческой философии, опровергается всей историей Церкви, которая учит, что все догматы были мистичны и безумны, опытны и для разума человеческого антиномичны, ереси же были рационалистичны, человеческим разумом устраняли антиномичность, были выдумкой человеческой.
Философия станет тем,
чем она была в древности, станет священной, вновь соединенной с тайнами жизни.
Всего менее это значит,
что философия должна стать прислужницей теологии, от чего она освободилась с таким трудом.
Схоластическое богословие и есть разобщение с тайнами религиозной жизни, оно свидетельствует о том,
что опыт религиозный иссяк, и подменяет опыт отвлеченным мышлением.
Нужно только сказать,
что на средневековых мыслителей теперь слишком принято клеветать.
У современных гносеологов гораздо больше худосочной схоластики,
чем у мыслителей средневековых.
Религиозная вера всегда есть освобождение и спасение, только в этом ее смысл, и все,
что связывает себя с религиозной верой, в ней ищет питания, все то освобождается и спасается.
Весь ход человеческой культуры, все развитие мировой философии ведет к осознанию того,
что вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию, т. е. сознанию соборному, церковному.
Философия должна быть церковной, но это не значит,
что она должна быть богословской или клерикальной.
Позволительно подвергнуть сомнению то произвольное предположение,
что критерий истины непременно интеллектуалистичен и рационалистичен.
Можно не принять вызова на дуэль со стороны гносеологии, потому
что позволительно не драться на дуэли с чинами полиции.
С самого начала я прекращаю всякий разговор на чисто гносеологической почве потому,
что отрицаю самую эту почву.
Законы моей страны — не гносеологические законы, в своей стране я не совершаю гносеологических преступлений, потому
что такой буржуазной классификации преступлений не существует на моей родине.
Во избежание недоразумений особенно следует подчеркнуть,
что речь идет совсем не об оправдании гносеологии психологией, метафизикой, онтологией.
Я не сторонник прагматизма, но думаю,
что симптоматическое его значение огромно.
Должен оговориться,
что под гносеологией я все время имею в виду гносеологию критицизма, гносеологию Канта и неокантианцев.
На протяжении этой книги я все время буду отстаивать определенную гносеологию, но гносеология эта такова,
что она, по существу, не есть верховная инстанция, не может строиться без предпосылок, она подчинена, она вторична.
Но свободно должна сознать философия,
что служить истине она может лишь тогда, когда будет иметь религиозное питание, когда «опыт» ее будет обширнее и глубже того, которым пользуется рационализм, позитивизм и критицизм.
Цитаты из русской классики со словом «что»
Предложения со словом «что»
- Он не хочет, чтобы мы его увидели, потому что можем знать об их отношениях.
- Перестаёт работать система светофоров, сигналы занятости, свободного пути, начинает всё мигать, и самое простое – это остановить движение и не двигаться, потому что могут быть очень большие неприятности.
- Потому что делает очень сложным ценовой график с точки зрения его восприятия.
- (все предложения)
Значение слова «что»
ЧТО1, чего́, чему́, что, чем, о чём, мест. 1. вопросительное. Обозначает вопрос о предмете, явлении, признаке и т. п.
ЧТО2, союз. 1. изъяснительный (обычно с соотносительным словом „то“ в главном предложении). Присоединяет к главному предложению придаточные дополнительные: а) со значением сообщения, высказывания, восприятия, мысли и т. п. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЧТО
Афоризмы русских писателей со словом «что»
- Путь не меньшее счастье, чем цель.
- Если мы любим кого-нибудь, то мы стараемся сделать для него все, что только в наших силах…
- Желуди-то одинаковы, но когда вырастут из них молодые дубки — из одного дубка делают кафедру для ученого, другой идет на рамку для портрета любимой девушки, в из третьего дубка смастерят такую виселицу, что любо-дорого…
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно