Цитаты со словом «теории»
Христианские догматы — не интеллектуальные
теории, не метафизические учения, а факты, видения, живой опыт.
Теория Гарнака о том, что догматы были рационализацией христианства, интеллектуализмом, внесением начал греческой философии, опровергается всей историей Церкви, которая учит, что все догматы были мистичны и безумны, опытны и для разума человеческого антиномичны, ереси же были рационалистичны, человеческим разумом устраняли антиномичность, были выдумкой человеческой.
Наивно было бы думать, что можно исповедовать кантианство как
теорию знания, как научную методологию, а в самой жизни, в самом бытии быть чем угодно.
[Укажу для примера на Пуанкаре, философски сознательного ученого, который отстаивает
теорию знания, близкую к прагматизму.]
Стоит указать только на электромагнитную
теорию современной физики, на энергетизм и т. п. явления.
Современная наука также расшатывает основы дарвинизма и недавно еще господствовавшей
теории развития.
Но философ не имеет права быть наивным; он ищет гносеологических оснований твердости знания и изобретает ряд
теорий.
Эмпиризм — одно из самых могущественных направлений в
теории знания, и власть его особенно сильна в положительной науке.
Теории познания могли быть лишь свидетелями законности бракосочетания.
Критическая
теория познания неопровержимо показала невозможность обосновать себя на психологии или метафизике, поскольку психология и метафизика являются уже знанием.
Но отсюда никак не следует, что
теория познания не предполагает психического и метафизического, т. е. не знаний, не дисциплин, а самих сил бытия.
В этом только смысле можно сказать, что всякая
теория познания имеет онтологический базис, т. е. не может уклониться от утверждения той истины, что познание есть часть жизни, жизни, данной до рационалистического рассечения на субъект и объект.
Критическая
теория познания не опровергла возможности интеллектуальной интуиции.
Почти вся наука покоится на законе сохранения энергии; но закон сохранения энергии дан лишь вере, как и пресловутая атомистическая
теория, на которой долгое время покоилось естествознание.
Реалистическая
теория познания должна признать примат бытия над мышлением.
Вообще нужно сказать, что в
теории научного знания Маха есть большая доля истины, бóльшая, чем в неокантианстве.
Но если трансцендентальное сознание есть объект, а сама гносеология есть познание, то должно быть нечто предшествующее этому объекту, т. е. предшествующее трансцендентальному сознанию, и должна быть гносеология гносеологии,
теория гносеологического познания.
Но в
теории научного познания позитивизм Маха, прагматизм таких ученых, как Пуанкаре и т. п., гораздо плодотворнее и ближе к работе ученых, чем метафизика Когена, Риккерта и др.
Порожденный Кантом Гегель уже говорит, что нельзя выучиться плавать, не бросившись в воду, нельзя строить
теории познания, не познавая.
Лосский хочет построить
теорию познания, сделав вид, что он ничего не знает о мире, что эта теория знания может привести как к материализму, так и к мистической метафизике.
Лосский хочет себя уверить, что у него нет никаких волевых предпочтений, никаких благодатных интуиций по отношению к бытию, интуиций, предшествующих его интуитивной
теории знания.
Этот методологический прием, заимствованный у критицистов, не только не обязателен для Лосского, но, как мы увидим, внутренне для него противоречив, так как его
теория знания не пропедевтическая, а онтологическая и внутренне не может не быть таковой.
Но методологический прием Лосского, отграничивающий
теорию знания от всякой онтологии, от всякого содержания интуитивно-мистического знания, должен импонировать его противникам из лагеря критицизма и позитивизма; эта слабость Лосского может оказаться силой в его борьбе с противниками.
И это поистине революционная точка зрения, знаменующая собой переворот в
теории знания, так как большая дорога в развитии теории знания вела до сих пор к все большему и большему разобщению между субъектом и объектом и полному отрицанию возможности овладеть бытием, добиться присутствия в знании самой действительности.
С этим, как мы увидим ниже, связано для Лосского большое затруднение, которое подкапывает всю его
теорию восприятия.
Теория Риккерта целиком ведь покоится на оторванности бытия от субъекта.
Я не буду специально останавливаться на оригинальной, хотя несколько парадоксальной
теории суждения Лосского, но отмечу один общефилософский вывод его мистического эмпиризма.
А это значит, что
теория восприятия мира зависит от онтологии.
Однако в конце он говорит: «Наш мистический эмпиризм особенно подчеркивает органическое, живое единство мира, а потому на почве нашей
теории знания должна вырасти онтология, близкая по содержанию к онтологии древних или новейших рационалистов».
Поэтому неясно, что же дает его
теория знания для мистического познания иных миров?
Какая у него будет
теория восприятия Божества?
Есть ли его
теория знания лишь новое истолкование обыкновенного научного знания, или она расширяет горизонты, разбивает замкнутый круг?
Лосский во многих местах выдает себя, особенно когда говорит о зависимости
теории суждения от онтологической проблемы пространства и времени.
То, что я говорю, вовсе не есть возвращение к психологическому направлению в
теории познания, которое всегда рассматривает мышление как функцию жизни индивидуальной души.
«Фаустовская жажда бесконечной широты жизни» влечет Лосского к пересмотру
теории знания, верный инстинкт подсказывает ему, что в интуитивизме спасение от этой замкнутости и ограниченности.
Рационализм со всеми своими разновидностями не есть только ложная
теория знания, он есть болезненный факт самого бытия.
Новая
теория восприятия и суждения, новое истолкование механизма познания в духе мистического эмпиризма представляют старое знание в новом освещении.
Мистическая гносеология Шеллинга и Вл. Соловьева имеет те преимущества перед
теорией Лосского, что устанавливает качественные различия в знании и тем считается с болезнью бытия, не впадает в гносеологический оптимизм.
В каком же отношении стоит пропедевтическая
теория знания Лосского к учению о Разуме, и может ли он миновать этот центральный вопрос?
Интуитивная
теория знания должна вести к новому освещению старого спора знания и веры.
Гнет позитивизма и
теории социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное могущество науки — все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом, рабством у природного порядка, ложным универсализмом.
Теория познания придет, наконец, к реализму, когда положит в свое основание новую, необычную для отвлеченных философов идею, идею греха как источника всех категорий, источника самой противоположности субъекта и объекта, которая остается тайной для всех гносеологий.
Теория естественного бессмертия ведет к апологии самоубийства.
Догматы, откровенные истины веры — не
теории, не учения, не метафизика, не богословие.
Учение о богочеловечестве Христа, христологические догматы — факты, мистические факты вселенской истории, а не
теории, не умственные доктрины, не отвлеченные построения, как то хотят представить рационалисты.
Кто был Христос и что Он для нас, это не умственный вопрос, не вопрос той или иной
теории разума, это вопрос нашего религиозного опыта, нашего религиозного восприятия, вопрос реального факта.
Не познание наше о мире и не интеллектуальные наши
теории меняются в зависимости от того, что мы мним о Христе, а сам мир и само наше существование меняются от этого.
На вселенских соборах дело шло не о философских
теориях, а о жизни и смерти, о религиозном восприятии таинственных реальностей.
Позитивная
теория прогресса и есть религия грядущего земного бога, и все ее чаяния предсказаны пророческими христианскими книгами.
Теория прогресса заключает в себе противоречие, которое не в силах осмыслить позитивистическое сознание.
Цитаты из русской классики со словом «теории»
Ассоциации к слову «теория»
Синонимы к слову «теория»
Предложения со словом «теория»
- Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика.
- Самой вызывающей и непостижимой из всех концепций общей теории относительности является мысль о том, что время – это часть пространства.
- Разгадка была найдена только с созданием общей теории относительности.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «теория»
Значение слова «теория»
ТЕО́РИЯ, -и, ж. 1. Логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее закономерности развития природы и общества. Теория имеет очень сильное влияние на практику. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТЕОРИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «теория»
- Прежде была теория любви, теперь теория денег.
- Теория учит нас, что прежде чем приступить, надо подготовить необходимые условия и соответствующую почву.
- Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет по его вере.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно