Цитаты со словом «словом»

Область
поиска
Область
поиска
Последним подлинно верующим был Гегель, быть может, величайший из философов в собственном смысле этого слова.
Гностики и теософы лучше метафизиков и философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом смысле этого слова, оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
Первое слово гносеологии я считаю уже ложью, уже уклоном, я отвергаю место, на котором она стоит.
Этому злоупотреблению словами пора положить предел.
Рационалисты те, для кого утрачено реальное содержание и реальный смысл слов и понятий, мистики те, для кого слова и понятия полны живого, реального содержания и смысла.
Современное либеральное (в широком смысле этого слова) сознание не отрицает веры, но видит в вере произвольное, субъективное, необязательное прибавление душевной жизни и только знанию придает объективное и общеобязательное значение.
Само собою разумеется, что слово «видимый» и «невидимый» нужно понимать всеобъемлюще, не в смысле зрительного восприятия и не в смысле внешнего восприятия, а в смысле принудительной данности или отсутствия принудительной данности.
Лишь рационалистическое рассечение целостного человеческого существа может привести к утверждению самодовлеющей теоретической ценности знания, но для познающего, как для существа живого и целостного, не рационализированного, ясно, что познание имеет прежде всего практическую (не в утилитарном, конечно, смысле слова) ценность, что познание есть функция жизни, что возможность брачного познания основана на тождестве субъекта и объекта, на раскрытии того же разума и той же бесконечной жизни в бытии, что и в познающем.
Начало выветриваться всякое содержание из идеи разума, и теряется право оперировать с самим словом разум.
Гете был в глубочайшем смысле слова церковнее, ближе к мировой душе, чем Кант, Фихте и Гегель, и потому осуществлял в своей жизни идеал цельного знания.
Особенно труден стал язык с тех пор, как реальный смысл, реальное содержание слов почти утеряно, значение слов стало номинальным.
Теперь в философии приходится спорить из-за каждого слова, уславливаться о значении на протяжении целых томов.
Пустые, утерявшие реальный смысл слова не подпускают людей друг к другу.
Мы хотели бы прийти друг к другу и поговорить по душе, но слова не пускают дальше передней.
Гносеологические споры — главным образом споры о словах, гносеологические разногласия — многозначность слов.
Мы все уславливаемся, что значат слова, непосредственный смысл которых утерян.
Развращающая власть словесности над философией, номинализма над реализмом тогда лишь будет побеждена, когда будет восстановлена непосредственная мистика слов, не магия слов, всегда заколдовывающая; а мистика слов, всегда освобождающая.
Этими проникновенными словами поэта (тоже изреченной мыслью) слишком теперь злоупотребляют.
Но божественное Слово было изреченностью смысла мира, и не было оно ложью.
И всякая изреченность, всякое слово, приобщенное к Логосу, не есть ложь, есть истина.
Слова заложены в таинственном существе мира, слова — онтологичны.
Реальный смысл слов восстанавливается от соединения с Словом — Логосом, это слово не есть уже рационализация.
Когда я говорю с братом по духу, у которого есть та же вера, что и у меня, мы не уславливаемся о смысле слов и не разделены словами, для нас слова наполнены тем же реальным содержанием и смыслом, в наших словах живет Логос.
Рационализация слов, на которой так настаивает критическая гносеология, есть распад и разрыв.
Номиналисты-рационалисты не убеждены, что слова имеют реальное содержание, слишком часто для них они звуки пустые.
Для одних слова — жизнь, реальность, действие, для других слова — лишь слова, лишь названия, лишь звуки.
Для критической гносеологии всякое сочетание слов есть суждение, а всякое суждение есть рационализация.
А объяснение в любви, выраженное словами, тоже — рациональное суждение?
О, тогда поймут друг друга, тогда все слова будут полны реального содержания и смысла.
Как ужасно, что философия перестала быть объяснением в любви, утеряла эрос и потому превратилась в спор о словах.
Религиозная философия всегда есть объяснение в любви, и слова ее не рационализированы, значение ее слов не номинальное.
Для одних сочетание слов есть рациональное суждение, дискурсивное мышление, для других то же сочетание слов есть интуиция, сочетание, полное реального смысла.
Этот спор не разрешается гносеологией, это — спор о принадлежности к двум разным мирам, к миру, в котором все рационализировано и слова лишены реального значения, имеют лишь номинальное, и к миру, в котором все дано в мистической цельности и потому слова полны реального значения.
Несовершенство языка, страшный номинализм слов дает кажущееся оправдание тому учению современного критицизма, согласно которому бытие есть лишь форма экзистенциального суждения и вне суждения бытия нет.
И само это утверждение подпадает под страшную власть номинализма слов.
Из суждения и его рокового круга нет выхода в номинальном царстве слов.
Разрубить этот узел — значит радикально порвать с номинализмом слов, вернуть словам их реальное, онтологическое содержание и смысл.
Если отдаться исключительно власти формально-рассудочного начала, то мы фатально попадаем в царство номинализма слов, слов, лишенных реального смысла, форм, лишенных реального содержания.
От меня же требуют, чтобы я притворился, что ничего не знаю и целиком завишу от формализма суждений и номинализма слов.
Одна и та же форма может иметь разное значение в зависимости от того, находимся ли мы во власти номинализма слов или освободились от нее.
Относительно бытия недозволительна формально-номиналистическая игра со словом «есть».
Но и Риккерту не один раз приходится обмолвиться словом, что ценность есть, существует, т. е. что ценность — бытие.
О ценности ничего нельзя изрекать словами, не может быть учения о ценности, потому что данность должна предшествовать суждению, не зависеть от суждения, а определять его.
Гносеология есть лишь выражение власти номинализма слов.
Актом воли цельного духа я прекращаю игру со словом «есть» и возвращаюсь к реализму.
Номинализм слов одинаково допускает сказать «бытие есть», «небытие есть», «бытия нет», «Бог есть» и «дыра в кольце есть».
Риккерт очень злоупотребляет словом «переживание».
Те, которые писали мистические книги, совершали мистические действия, те не мистики, а вот мистики те, которые никогда ни в чем не выражали своей мистики, ни в словах, ни в действиях, у которых мистика оставалась в сфере чистого «переживания».
Модное же слово «переживание» лучше было бы окончательно бросить.
Этим бессодержательным словом слишком злоупотребляют.
 

Цитаты из русской классики со словом «словом»

Странно, мне, между прочим, понравилось в его письмеце (одна маленькая страничка малого формата), что он ни слова не упомянул об университете, не просил меня переменить решение, не укорял, что не хочу учиться, — словом, не выставлял никаких родительских финтифлюшек в этом роде, как это бывает по обыкновению, а между тем это-то и было худо с его стороны в том смысле, что еще пуще обозначало его ко мне небрежность.
Стародум(читает). «…Я теперь только узнал… ведет в Москву свою команду… Он с вами должен встретиться… Сердечно буду рад, если он увидится с вами… Возьмите труд узнать образ мыслей его». (В сторону.) Конечно. Без того ее не выдам… «Вы найдете… Ваш истинный друг…» Хорошо. Это письмо до тебя принадлежит. Я сказывал тебе, что молодой человек, похвальных свойств, представлен… Слова мои тебя смущают, друг мой сердечный. Я это и давеча приметил и теперь вижу. Доверенность твоя ко мне…
И по себе сужу: проработал я полвека московским хроникером и бытописателем, а мне и на ум не приходило хоть словом обмолвиться о банях, хотя я знал немало о них, знал бытовые особенности отдельных бань; встречался там с интереснейшими москвичами всех слоев, которых не раз описывал при другой обстановке. А ведь в Москве было шестьдесят самых разнохарактерных, каждая по-своему, бань, и, кроме того, все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами.
В этом отношении я могу свидетельствовать, что соседи наши были вообще набожны; если же изредка и случалось слышать праздное слово, то оно вырывалось без намерения, именно только ради красного словца, и всех таких празднословов без церемонии называли пустомелями.
Вера Павловна попробовала сказать, чтоб он бросил толковать об этом, что это пустяки, он привязался к слову «пустяки» и начал нести такую же пошлую чепуху, как в разговоре с Лопуховым: очень деликатно и тонко стал развивать ту тему, что, конечно, это «пустяки», потому что он понимает свою маловажность для Лопуховых, но что он большего и не заслуживает, и т. д., и все это говорилось темнейшими, тончайшими намеками в самых любезных выражениях уважения, преданности.
Смотреть все цитаты из русской классики со словом «словом»

Ассоциации к слову «словом»

Все ассоциации к слову СЛОВОМ

Предложения со словом «словом»

Значение слова «словом»

  • СЛО́ВОМ, вводн. сл. Употребляется для краткого обобщения сказанного: короче говоря, в общем. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова СЛОВОМ

Афоризмы русских писателей со словом «словом»

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «словом»

СЛО́ВОМ, вводн. сл. Употребляется для краткого обобщения сказанного: короче говоря, в общем.

Все значения слова «словом»

Предложения со словом «словом»

  • Хозяин дома и перевалочной базы, как истинный горец, своё последнее слово сказал.

  • – Но я прошу вас, сударь, дать мне честное слово русского офицера и дворянина, что вы последуете за мною, не оглядываясь по сторонам и не отставая от меня ни на шаг.

  • Вы, наверное, заметили, насколько глобальны последние несколько слов предыдущей фразы, и, тем не менее, это так.

  • (все предложения)

Синонимы к слову «словом»

Ассоциации к слову «словом»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я